900 дней в осаде – 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда

20:00 | 8 сентября, 2018
8 сентября, РИА Биробиджан.

С самого начала войны Ленинград стал готовиться к обороне. К началу осени немецкие войска подошли к северной столице вплотную. Начинался тяжелейший период в жизни Ленинграда, которому предстояло провести на осадном положении без малого 900 дней. Но город выдержал, а героизм его защитников и жителей навсегда вошёл в историю как яркий пример силы духа и несгибаемого сопротивления враг, сообщили корр. РИА Биробиджан в пресс-службе Президентской библиотеки.

«Мы здесь основательно закрепились и понемногу тесним фашистов от города. Жизнь в городе тяжела – но всё нужно перенести, если мы не хотим умереть от фашистских людоедов. Так думает большинство населения города», – писал из блокадного Ленинграда своей семье осенью 1941 года горожанин Василий Соколов. 77 лет назад 8 сентября город на Неве оказался окружён войсками захватчика и был отрезан от остальной части страны.

На портале Президентской библиотеки создана масштабная электронная коллекция «Оборона и блокада Ленинграда», в которую вошли материалы, посвящённые этому тяжелейшему периоду. Официальные документы, периодика, воспоминания ленинградцев, продуктовые карточки, фото- и кинохроника помогают взглянуть на события тех дней и прочувствовать настроение, царившее в городе.

С самого начала войны Ленинград стал готовиться к обороне: «Переменились в одно мгновение судьбы людей, их дела и планы, намерения и мечты. Город изобретателей и стахановцев, рабочих и учёных, новаторов науки и искусства становился отныне городом воинов», – читаем в альбоме-книге Б. Л. Бродянского «Борьба за Ленинград. Пилоты», изданной в 1944 году. «На рубежах за городскими стенами появились ленинградские женщины. Дачные поезда везли их на оборонную стройку, на головах горожанок пестрели цветные платочки. Женщины Ленинграда воздвигали противотанковые препятствия», – пишет автор и отмечает: «Оборонные стройки велись и внутри города, причём особенно интенсивно – на фабричных окраинах. Город сооружал хитрую сеть баррикад. <…> Баррикады – сложные современные укрепления – перерезали улицы и переулки Ленинграда. Продумали защиту каждого метра. Врага поджидали ловушки, засады, огонь с флангов, орудия кинжального действия на перекрёстках и пулемётные точки на чердаках и в верхних этажах каждого здания. Город вооружался, готовился к длительному сопротивлению врагу».

«Строитель – тот же боец. В его руках, как и в руках красного воина, находится судьба города. Его труд также важен и необходим для родины, как труд строителя танков, самолётов, сталевара и машиниста», – отмечала «Ленинградская правда» 9 сентября 1941 года.

«Нередко, воздвигнув ту или иную преграду или оборонительное сооружение, строители оставляли свои пожелания воинам Красной Армии. В одном из них, на прибитой к колышку дощечке, можно было прочесть: „Дорогие товарищи бойцы, бейте врага нещадно. Защитите город. Пусть земля наша станет им могилой. А работали здесь трамвайщики. Писал по поручению всех бригадир Алексей Котельников“», – читаем в книге «Ленинградский трамвай, 1941–1945», которую можно «полистать» в электронном читальном зале Президентской библиотеки. Это современное исследование описывает труд и быт сотрудников Трамвайно-троллейбусного управления в годы войны и блокады. Трамвайные вагоны тогда тоже стали частью оборонительных укреплений и сдерживали врага на подступах к городу: «Петергофское шоссе и трамвайные пути в сторону Стрельны и между парком и Котляковской тяговой подстанцией были перекрыты вагонами, загруженными песком и булыжником. На шоссе, ведущем в Ленинград, был оставлен узкий проход, находящийся под прицелом нашей артиллерии. Кроме того, на трамвайных путях, идущих в сторону Стрельны, также стояли загруженные балластом трамвайные вагоны, перегораживая участок пути шириной до 800 м. Вместе с вагонами, расположенными на заградительной линии против парка, эта своеобразная баррикада насчитывала 100 единиц подвижного состава», – цитирует издание бывшего главного инженера трамвайного парка им. Котлякова.

О том, как продуманно и тщательно готовились жители города к обороне, можно прочесть и на страницах периодической печати. «Важнейшая роль в местной противовоздушной обороне города принадлежит группам самозащиты жилых домов. Групы самозащиты создаются в обязательном порядке во всех домах. Эти группы должны быть гибкими и подвижными, способными немедленно оказать помощь пострадавшим, быстро ликвидировать очаги поражения, – писала в конце июля 1941 года „Ленинградская правда“. – Группы самозащиты разделяются на звенья: управления, пожарное, химическое, медико-санитарное и охраны социалистического порядка. Численность каждого звена зависит от местных условий (численность населения дома, величина его территории и т. д.)».

В книге «Записки блокадника», подаренной автором Президентской библиотеке, мы найдём воспоминания о начале осады от первого лица. В. В. Звонарев пишет: «Первое знакомство с нашим бомбоубежищем состоялось совершенно случайно. Однажды из своей комнаты мы получили возможность наблюдать за полётом одинокого немецкого самолета. Он спокойно летел над казармами в сторону Загородного проспекта. В лучах направленных на него прожекторов самолёт отчетливо выделялся в вечернем небе. Зрелище было захватывающим, но досмотреть нам его не удалось. Нас смертельно напугали впервые нами услышанные выстрелы наших зениток, бивших по самолету. Последнее, что я увидел перед бегством в убежище, были белые облачка в небе, оставшиеся от взрывов зенитных снарядов».

Так начинался тяжелейший период в жизни Ленинграда, которому предстояло провести на осадном положении без малого 900 дней. Но город выдержал, а героизм его защитников и жителей навсегда вошёл в историю как яркий пример силы духа и несгибаемого сопротивления врагу», — говорится в сообщении.

#Россия #история #этот_день #Ленинград #RIABIR

фото: пресс-служба Президентской библиотеки

Все подробности
главных событий в сюжетах
Заказать рекламу

    Нажимая кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *