Более половины опрошенных предпринимателей ЕАО сталкивались с коррупцией

15:34 | 24 марта, 2016
24 марта, РИА Биробиджан.

В интернете размещен отчет об опросе предпринимателей, проведенного институтом бизнес-омбудсмена ЕАО. Представители малого бизнеса пожаловались на рейдеров, органы власти и самоуправления, которые не оказывают им должной поддержки. Вот что говорится в отчете:

«Уважаемые субъекты предпринимательской деятельности!

Информируем Вас о результатах проведённого институтом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Еврейской автономной области опроса по теме «Оценка административных проблем и препятствий, состояния конкурентной среды в Еврейской автономной области субъектами предпринимательской деятельности (СПД)» по итогам 2015 года.

Опрос проводился в форме электронного анкетирования в период с 01.12.2015 по 29.02.2016. О результатах опроса проинформирован губернатор области, управление экономики правительства области, также в апреле 2016 года планируется выступление Уполномоченного с информацией о результатах опроса на заседании Совета по улучшению инвестиционного климата и содействию развитию конкуренции в Еврейской автономной области.

Информация об опросе и форма анкеты были размещены на интернет-портале органов государственной власти области, официальных сайтах муниципального образования «Город Биробиджан» и муниципальных районов. Всего было направлено 140 информационных писем в организации и индивидуальным предпринимателям.

Выражаю благодарность всем государственным и муниципальным служащим, организациям бизнес-сообщества области принявших участие в организации и проведении опроса!

В ходе анкетирования было опрошено 76 СПД. Из них,23- юридические лица, 53 — индивидуальные предприниматели. 72 респондента отнесли себя к малому бизнесу, в соответствии с показателями, должны быть отнесены по два — к среднему и крупному бизнесу.

Основными видами отраслевой принадлежности предприятий (организаций), ИП респонденты указали:оптовая и розничная торговля (28); сельскохозяйственное производство (14);предоставление услуг (12);пищевая промышленность (5);транспорт (4); строительство (3);промышленность (2);обрабатывающие производства (2);лесное хозяйство (2);финансовая деятельность (2); добыча полезных ископаемых (1);здравоохранение(1);ремонт автотранспортных средств, мотоциклов (1); распределение электроэнергии (1);операции с недвижимым имуществом, аренда (1).

Целевой рынок (товара, работы, услуги), занимающий наибольшую долю в компании (ИП), расположен в ЕАО (31),Биробиджанском районе (14), Смидовичском районе (10), Ленинском районе (9), г. Биробиджане (6), ЕАО-ДФО (3), Октябрьском районе (2), ЕАО-КНР (1).

Среднесписочное число сотрудников 63 компаний (ИП) не превышало 15 человек, в 9-ти составляло от 16 до 100 чел., в 2-х от 101 до 250 чел. (средние предприятия), свыше 251 чел. в 2-х компаниях (крупные предприятия).

У 72 компаний (ИП) за прошлый год объем годовой выручки составил до 120 млн. руб., у 2-х от 121 до 800 млн. руб.и2-х от 801 до 2 млрд. руб..

91% (69 ед.) период занятия предпринимательской деятельностью составил более 3,5 лет, у 9% (7 ед.)менее 3,5 лет.

  1. Анализ ответов респондентов с оценкой административных проблем и препятствий при осуществлении предпринимательской деятельности

Из 76 опрошенных руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей только 8 (11%) дали ответ, что не сталкиваются ни с какими проблемами в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Респондентам в форме анкеты были предложены различные варианты ответов на вопрос, с какими административными проблемами или препятствиями они сталкивались в 2015 году при осуществлении предпринимательской деятельности в области. Число выбранных ответов не ограничивалось.

  1. 31СПД (41 %)сообщили, что развитию их бизнеса препятствует высокий уровень налогообложения;4 СПД (5%)высокий уровень таможенных пошлин.

Отмечается, что система налогообложения в РФ несовершенная, сложная, многоступенчатая.

В одном ответе СПД сферы ЖКХ (организация) отмечается, что при рентабельности предприятия 15% налоги составляют 40%, неплатежи населения — 20%, соответственно при отсутствии прибыли имеются предпосылки к банкротству.

Предложения в редакции респондентов:

— снизить налоговые нагрузки;

— снизить отчисления от зарплаты наёмных работников.

  1. 30 СПД (40%)отметили несовершенство федерального и регионального законодательства, НПА, регламентирующих сферу предпринимательской деятельности.

В частности, респонденты, используя предоставленную опросом возможность, посчитали необходимым обратить внимание органов государственной власти области на:

— несовершенство Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в части регулирования порядка оформления паевых земельных участков (3);

— нестабильность законодательства, частые изменения по всем направлениям предпринимательской деятельности;

— постоянные изменения в правилах и формах отчётности, избыточность информации, содержащейся в отчётности;

— очень большой документооборот в рамках контроля за продажей алкоголя.

Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС) предпринимателями оценивается как ненужная форма контроля и бессмысленное нововведение. Очень высокие штрафные санкции;

— несовершенство законодательства РФ по продаже пива, сигарет;

— высокую стоимость лицензий на реализацию алкогольной продукции, массовую продажа самогона и водки лицами, не являющимися СПД;

— на то, что в КоАП РФ установлены высокие штрафные санкции за незначительные нарушения. Применяются санкции в виде штрафов, исключая практически полностью санкцию – предупреждение.

По данной проблематике респонденты предложили:

  1. Упростить процедуру оформления паевых земельных участков.
  2. Законодательно упорядочить процедуру, организацию и требования к проведению внеплановых проверок, проводимых органами исполнительной власти.
  3. Не взимать плату при движении по региональным дорогам спецтехники предприятия при устранении аварий.
  4. Во все статьи КоАП ввести меру наказания – предупреждение, т.к. любая проверка влечёт штраф.
  5. Платежи в Пенсионный фонд Российской Федерации и ФОМС для индивидуальных предпринимателей должны быть не фиксированные, а исчисляться от размера дохода в процентном выражении.
  6. 13 опрошенных (17 %) отметили, что их бизнесу мешают частые проверки со стороны контролирующих (надзорных) органов.

В двух анкетах сообщалось, что организации проверялись от 20 до 100 проверок в год (в основном проверки внеплановые).

Проверки проводили Инспекция по труду, органы пожарного надзора, органы прокуратуры области и города Биробиджана, управление природных ресурсов правительства области, органы муниципального контроля МО «Город Биробиджан».

Из ответов респондентов следовало, что в 2015 году для решения вопросов бизнеса им пришлось взаимодействовать с губернатором, правительством области, управлением природных ресурсов, государственной жилищной инспекцией области, органами местного самоуправления (подразделениями контроля в сфере транспорта и дорожного хозяйства, в сфере ЖКХ и обустройства, управления сельского хозяйства), прокуратурой области и г. Биробиджана, налоговыми органами области, территориальным подразделением ПФ РФ, МЧС России (надзорная деятельность), Государственной инспекцией труда в ЕАО, территориальным отделом по Еврейской автономной области Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора.

На вопрос — как вы оцениваете эффективность деятельности органов власти, с которыми пришлось взаимодействовать? Из 76 опрошенных:

— 26 (34%) ответили, что взаимодействие эффективно, не требует значительных временных и материальных затрат. Положительно оценена деятельность управления лесами правительства области (1), управления сельского хозяйства правительства области (3), администрации: Смидовичского (7), Ленинского (1), Биробиджанского муниципальных районов (7);Смидовичского, Волочаевского, Николаевского городских поселений, Бирофельдского, Камышовского, Ленинского, Бабстовского сельских поселений (по 1).

— 23 (30%)отметили, что отдельные органы исполнительной власти предъявляют принципиально неисполнимые требования, заведомо предопределяющие вынесение наказания. К ним они отнесли администрацию Ленинского муниципального района (5), Ленинского сельского поселения (1), органы прокуратуры области (4), налоговые органы (2),территориальный орган ПФ РФ (3), мэрия города Биробиджана (3), территориальные органы пожарного надзора МЧС (1), комиссию по распределению квот на ИРС (1), управление сельского хозяйства правительства области (1), государственную жилищную инспекцию области (1), Инспекцию по труду ЕАО (1).

— 13 (17%) ответили, что органы власти сильно усложняют предпринимательскую деятельность, создают излишние административные барьеры. К числу данных органов отдельные респонденты отнесли губернатора (1), правительство области (1), федеральный и региональный Ространснадзор (1),государственную жилищную инспекцию области (1), комиссию по распределению квот на ИРС (1), налоговые органы (2), органы прокуратуры (1), мэрию Биробиджана (2), территориальное отделение ПФ РФ (1).

— двое (3%) респондентов считают, что их деятельность усложняют все органы власти (2).

То есть опрос показал, что в общей сумме половина (50%) СПД считают, что органы исполнительной власти области, некоторые органы местного самоуправления районов не способствуют, а усложняют их предпринимательскую деятельность.

  1. Из анализа непроверенной информации обезличенных анкет СПД, как негативный момент, отмечается, что в 2015 году представители бизнеса сталкивались с коррупционными проявлениями должностных лиц.

В ходе опроса анализировался вопрос, сталкивались ли СПД с фактами коррупции или практикой уплаты неформальных платежей?

55% (42 представителя организации и предпринимателя) с фактами коррупции в 2015 году не сталкивались.

16% (12 чел.) дали положительный ответ.

29% (22 чел.) не дали никакого ответа.

Респонденты отметили, что факты неформальных коррупционных платежей были связаны:

— с желанием уйти от ответственности за нарушение закона (1);

— в основном это вынужденные платежи при неблагоприятной административной среде с целью сохранить бизнес (9);

— следствие специально созданных государственными органами неисполнимых обязательных требований или административных процедур (2).

5.Помимо вышеизложенного, отдельными респондентами были названы иные административные проблемы характерные для организаций и предпринимателей области (ед.):

— на территории области не действует Градостроительный кодекс, участки под застройку предоставляются без подводки сетей (свет, отопление, газ, т.д.) (1);

— имеются примеры, когда государственные контракты выигрывают фирмы, не имеющие оборудования, строительных баз. При этом местная власть ни разу не расторгла контракты в связи с их неисполнением (1);

— отсутствие денежных средств в бюджете области приводит к не подписанию актов выполненных работ заказчиками, неплатежам и фактической неоплате стоимости выполненных работ, что в конечном итоге приведёт к банкротству предприятия (МФЦ, мэрия города) (2);

— невыплата компенсаций правительством области, а также отказ мэрии города в выплате управляющей компании расходов за очистку выгребных ям (1);

— высокий уровень транспортных расходов, связанных с тарифами РЖД. Коррумпированность и антиклиентоориентированная политика структуры РЖД (3);

— дороговизна электронного документооборота (ЭЦП, сертификация (1);

— высокая стоимость электронных ключей для сдачи отчётности в электронной форме в ЕГАИС (1);

— 3 респондента отметили, что самое большое препятствие — доступ к финансированию. Отмечается невозможность, особенно в последний период, взять кредит на цели развития бизнеса. Причинами являются следующее:

— кредитная политика местного отделения Сбербанка России не направлена на решение проблемных вопросов;

— завышенные требования по обеспечению кредитов имуществом предприятия;

— некомпетентность отдельных работников. В качестве примера одним СПД приведён случай, когда территориальное подразделение Сбербанка России не предоставил программу дотации Республикой Беларусь при приобретении им транспортного средства (трактора), тем самым это ухудшило его финансовое состояние;

— отметили нестабильность в экономике региона, отсутствие экономической политики, что, по мнению СПД, мешает «выживанию» предпринимательства в области (5);

— согласились с утверждением, что за последние 3 года наказания в установленной сфере деятельности значительно ужесточились (транспорт);

— рост цен на электрическую энергию, услуги, сырьё (5), высокие платежи за подключение в ДГК (1);

— четыре СПД считают, что проверки контрольно-надзорными органами в большинстве случаев проводятся с нарушениями с их стороны;

— низкая платёжеспособность потребителей и населения (5), неплатёжеспособность государственных заказчиков (2);

— один СПД отметил наличие административных барьеров при выдаче свидетельств, лицензий, заключений (1);

— ощущают негативное влияние на бизнес со стороны конкурентов, не выплачивающих налоги и иные обязательные платежи за осуществление предпринимательской деятельности (3);

— считают, что это в области распространена практика, когда представители власти используют своё служебное положение для создания особо благоприятных условий отдельным СПД. Три опрошенных СПД сообщили, что знают о таких случаях.

Предложения СПД:

  1. При участии губернатора области, должностных лиц, деятельность которых связана с вопросами кредитования бизнеса, субъектов предпринимательской деятельности провести совещание с представителями Дальневосточных объединений банков, представленных в области.
  2. Для популяризации рабочих профессий чаще проводить встречи школьников, учащихся на предприятиях.
  3. К числу негативных административных факторов отрицательно влияющих на развитие бизнеса в области респонденты отнесли:

— 24 (32%) — бездействие или неэффективная работа общественных организаций бизнеса, призванных защищать права предпринимателей в области (ТПП (9), НП «ОПЭР ЕАО» (8), РОР ЕАО «РСПП» (7));

-18 (24%)- низкий уровень эффективности мероприятий, проводимых в рамках областной (муниципальных) программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;

— 17 (22%)- неразвитость инфраструктуры поддержки бизнеса;

— 17 (22%)- неразвитость механизмов государственной защиты прав предпринимателей.

На вопрос -обращались ли Вы с жалобами в надзорные органы для устранения административных барьеров или по иным вопросам данной проблематики в 2014 и 2015 году?

Нет — ответили 45 чел. (59%), да — 2 чел. (3%). Не дали ответа – 29 чел. (38%).

  1. На просьбу внести предложения Уполномоченному для повышения эффективности деятельности института защиты прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности области были внесены следующие предложения (изложение в редакции респондентов):

— наделить Уполномоченного реальными полномочиями принимать ненормативные акты, обязательные для исполнения государственными/муниципальными органами, расширить полномочия;

— проводить «круглые столы» по проблемным вопросам бизнеса с приглашением губернатора, представителей правительства области, первых лиц: органов государственной власти области, мэрии города Биробиджана, контрольно-надзорных органов, органов прокуратуры области, трудовой инспекции (1);

— Уполномоченный должен чаще выезжать на плановые проверки и чаще должен находиться на предприятиях (3);

-с целью защиты предпринимательства Уполномоченному необходимо согласовать с РОР ЕАО «СПП» и НП «ОПЭР ЕАО» график встреч Уполномоченного на предприятиях (2).

Также СПД предложили Уполномоченному изучить правовую возможность реализации следующих предложений:

— МРОТ должен быть единый по России, если выше – с учетом районного коэффициента, то СПД должны выделяться дотации;

— для вновь созданных предприятий, занимающихся производственным видом деятельности, рассмотреть вопрос о возможности выделения помещений для ведения хозяйственной деятельности (цехов, складов и торговой площади), находящихся в муниципальной собственности, без проведения конкурса и взимания арендной платы в течении 1 года;

— при организационной форме предприятия ООО, при отсутствии производственной продукции предоставляется нулевая квартальная налоговая отчетность, при этом, не уплачивая пенсионные взносы, а при ИП уплата пенсионных взносов производится в обязательном порядке, независимо от вида выпускаемой продукции;

— рассмотреть возможность введения налоговых каникул всем в течение 1-1,5 года.

  1. Анализ ответов осостояния конкурентной среды в Еврейской автономной области

Индикатор уровня защиты прав собственности

Абсолютное большинство предпринимателей в Еврейской автономной области не сталкиваются с попытками отобрать их бизнес — 49 (65%). Сталкивались – 27 (36%). Из них, время от времени – 15, очень редко -10 , постоянно -2.Не ответили – 11 чел.

Индикатор степени вмешательства органов власти в экономические процессы

32 (42%) респондента сообщили, что их бизнес в 2015 году не подвергался проверкам либо не дали ответа.

Проверялись не реже1 раза в год – 29 (38%),не реже, чем 1 раз в 6 мес. – 12 (16%).

Чаще 1 раза в месяц проверялись 2 респондента. Чаще 1 раза в неделю проверкам подвергался 1 респондент.

Индикатор степени вмешательства органов власти в экономические процессы

По сообщениям СПД органы власти постоянно (3), время от времени (9) оказывают влияние на ценовую политику 12 (16%) предприятий (ИП). Очень редко и никогда ответили – 50 (66%). Не дали ответа 14 СПД.

Индикатор степени участия бизнеса в формировании экономической политики

По мнению 46 респондентов СПД, давших ответ по существу вопроса о том, как Вы считаете, насколько учитывается мнение предпринимателей при разработке экономической политики на уровне региона, считают, чтоих мнение при разработке экономической политики на уровне региона:

— больше половины ответили, что никак не учитывается — 24 (52,2%),

— практически не учитывается — 16 (34,8%).

Только 6 СПД (13,0%) — дали ответ, что их мнение в целом учитывается.

30 респондентов (39,5% от принявших участие в опросе) — на данный вопрос затруднились ответить или не дали ответа.

На муниципальном уровне власти.

Из 47 респондентов, давших ответ по существу,считают, что:

— их мнение учитывается в полной мере – 2 (4,3%);

— в целом учитывается – 15 (31,9%);

— практически не учитывается – 13 (27,7%);

-никак не учитывается их мнение – 17 (36.1%).

29 респондентов (38% от всего числа опрошенных) на данный вопрос затруднились ответить или не дали ответа.

Индикатор уровня эффективности деятельности органов власти

Из числа ответивших СПД (68 чел.) на вопрос о том, как Вы считаете, возросла ли эффективность экономической политики, проводимой органами государственной власти Еврейской автономной области за последний год дали следующие оценки:

— только 6 (8,8%) ответили, что эффективность экономической политики, проводимой органами государственной власти Еврейской автономной области, за последний годсущественно возросла;

— 12 (17,7%) — имеется незначительная положительная динамика;

— 30 (44,1%) — не изменилась;

— 20 (29,4%) — экономическая политика ухудшилась.

Индикатор уровня барьеров при получении доступа на рынки субъекта Российской Федерации

На вопрос: насколько тяжело выйти на рынок данного (соседнего) субъекта Российской Федерации

Из 59 давшихответ по существу СПД дали оценку, что:

— вЕврейской автономной области выйти на рынок трудно или рынок закрыт – 24 (41%), легко или средне 35 (59%);

Показатели данного индикатора в Хабаровском крае и Амурской области аналогичные.

Из 47ответившихдали оценку, что:

— в Хабаровском краевыйти на рынок трудно или рынок закрыт – 27 (57%), легко или средне 20(43%);

Из 42ответившихдали оценку, что:

— на рынок Амурской области выйти трудно или рынок закрыт – 24 (57%), легко или средне 18(43%);

Индикатор уровня распространенности коррупции

Опираясь на собственный опыт и опыт коллег по бизнесу из 65 давших ответ респондентов 44 (67%) считают, что в органах государственной власти Еврейской автономной области низкий уровень коррупции,21 (33%) – высокий.

Индикатор трудовых ресурсов

В ходе опроса СПД дали оценку доступности трудовых ресурсов в Еврейской автономной области.

Из 67 давших ответ, 59 (88%) сообщили, что в области необходимые им трудовые ресурсы отсутствуют, 8 (12%)- необходимые трудовые ресурсы в избытке.

Индикатор доступности кредитных ресурсов

На вопрос: насколько легко получить кредит для целей бизнеса в Еврейской автономной области были даны следующие оценки (63 респондента):

— крайне тяжело — 9, тяжело – 30. Всего – 39 (62%);

— в целом легко – 23 и абсолютно легко -1. Всего – 24(38%).

Индикатор доступности основных средств

Дали ответ 48 респондентов:

— необходимое оборудование отсутствует – 35(73%);

— необходимое оборудование в избытке -13 (27%).

Индикатор доступности офисной недвижимости

Уровень цен на рынке аренды офисов в области оценивается(45 ответов):

— как высокий(4) или выше среднего (17).Всего – 21 (47%);

— средний(21) и ниже среднего (1). Всего – 22 (49%);

— низкий – 2 (4%).

 

Индикатор наличия складов

На вопрос: если для ведения бизнеса Вам необходимо использование складов, то испытываете ли Вы недостаток в складских помещенияхдали ответ 61 респондент. Нет, скорее нет или затрудняюсь ответить ответили 54 (89%) респондента. Да и скорее да ответили 7 (11%).

 

С результатами деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Еврейской автономной области в 2015 году с оценкой условий осуществления предпринимательской деятельности в области и с предложениями о совершенствовании правового положения субъектов предпринимательской деятельности Вы можете ознакомиться в разделе Уполномоченного на интернет-портале органов государственной власти области (http://www.eao.ru/?p=4265), сайте Законодательного Собрания Еврейской автономной области

(http://zseao.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=3447:doklad-o-rezuliytatah-deyateliynosti-upolnomochennogo-po-zaschite-prav predprinimateleiy-v-evreiyskoiy-avtonomnoiy-oblasti-v-2013-godu&Itemid=120).

Исследование помогло выявить актуальные проблемы, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности, работающие на региональном рынке, а также будет способствовать выработке рекомендаций, принятию решений по развитию предпринимательства и конкуренции и формированию благоприятного предпринимательского климата в экономике региона. Большое спасибо за участие в опросе!»

 

Все подробности
главных событий в сюжетах
Заказать рекламу

    Нажимая кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *