Как взять в семью ребенка и не разочароваться — психолог

11:37 | 28 марта, 2016
28 марта, РИА Биробиджан.

В Центре социальной защиты населения п. Ленинское прошел консультативный прием педагога-психолога областного Центра социально-психологической помощи семье и молодежи семей с приемными детьми. Родители пришли вместе с ребятами, чувствовалось их большое желание получить ответы на вопросы по воспитанию своих чад, которые пребывали в некотором волнении. Им  тоже хотелось поделиться с психологом своими переживаниями, сомнениями, тревогами. Здесь были и те, кто пришел похвалиться рождением кроликов, успешным окончанием третьей четверти, новым велосипедом и тем, что их семья, где уже воспитываются трое братьев, решила принять в свою семью девочку из детского дома.

Замещающие семьи (с приемными, усыновленными, опекаемыми детьми) особенно нуждаются в информационно-просветительской сопроводительной  работе психологической службы. Ведь дети, ранее воспитывающиеся в детских домах, имеют ряд особенностей. Взрослых, которые раньше занимались только с домашними детьми, иногда ставят в затруднительное положение наблюдаемые ими действия, поступки ребенка-воспитанника государственного учреждения. Кто-то считает, что это ненормально, приписывая недостаткам умственного развития, условий воспитания, кто-то пытается исправить «ненормальность», кто-то теряется, а кто-то, столкнувшись с трудностями, отступает, считая бесперспективными попытки помочь им.

Типичными трудностями являются:

  1. Недостаточная сформированность у ребенка гигиенических и бытовых навыков. Это может выражаться, например, в том, что без лишнего напоминания ребенок может не почистить зубы перед сном, принять душ, помыть руки после туалета, перед едой, помыть после себя посуду и т.п. Это не признак неряшливости или неаккуратности ребенка, а объясняется всего лишь тем, что в детском доме дети приучаются делать многое «по команде», коллективно и под присмотром воспитателя.
  1. Проблемы с едой и питанием. Дети отказываются есть незнакомую пищу, привередливы в еде, иногда недоедают свои порции. Или наоборот, едят все подряд и помногу. Это тоже объясняется привычкой к особой организации питания детей в детских домах. Питание в детских домах происходит строго по режиму, в строго установленное время и в строго рассчитанных калориях.
  1. Отставание в развитии от обычных детей. Например, неумение или нежелание читать, поверхностное восприятие окружающего, неумение сосредоточиться, отсутствие познавательного интереса. Объясняется это отсутствием индивидуального подхода в детском доме ко всем детям.
  1. Потребительское отношение к взрослым и вещам. Ребенок запросто может поставить ультиматум: «Буду спать (читать, делать уроки и т.п.) – если купишь мне то, что я хочу!» В магазинах может потребовать купить дорогую игрушку или одежду, при отказе – обвинить в жадности. Причина кроется в формировании потребительского отношения к окружающим самой системой содержания детей в детских домах. Зачастую, дети никогда сами не производят ничего для обеспечения своих нужд: их вещи стирают, за ними убирают, им готовят. В редких случаях дети могут лишь иногда участвовать в приготовлении пищи, уборке помещения (дежурства и т.п.).
  1. Бедность эмоционального развития. Ребенок может ничем не интересоваться кроме телевизора, компьютера, мобильного телефона. Порой очень трудно уговорить его сходить в музей, на экскурсию.
  1. Неумение заняться интересным делом. Интересное, на ваш взгляд, занятие может быстро наскучить ребенку, а коллективное, привычное и любимое в вашей семье хобби, вовсе не заинтересовать его.
  1. Отвержение занятия, требующего напряжения, усилия. Ребенок может оправдываться, мотивируя усталостью, неумением, утомлением.
  1. Неумение выразить свои чувства словами. Пытаясь приласкаться, ребенок может затеять с вами потасовку или просто крепко схватить за руку. Может внезапно замолчать, заплакать или, наоборот, беспричинно, на первый взгляд, хохотать и смеяться.
  1. Агрессивное, завистливое, ревностное отношение к другим детям. Ребенок может демонстрировать неспособность выстраивать позитивные отношения с детьми не из своей среды. Может обижать младших, беспрестанно жаловаться на старших детей, отнимать или присваивать игрушки, одежду и другие вещи, грубить старшим детям и не слушаться их.
  1. Изменение тактики поведения. Первое время ребенок ведет себя нормально, адекватно, а, освоившись, кардинально изменяет поведение не в лучшую сторону.
  1. Неспособность контактировать с детьми не из своей среды, выстраивать позитивные отношения: не умеют играть с маленькими, обижают их, отнимают игрушки, грубо разговаривают с детьми старшего возраста.

Почти у всех детей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, есть диагноз ЗПР – задержка психического развития. Это совсем не значит, что он отстает в интеллектуальном развитии. Задержка происходит от того, что жизнь в учреждении бедна впечатлениями, эмоциями. Дети лишены возможности выходить за пределы отведенного пространства, контактировать с посторонними людьми. Просто ребенку в нужное время не уделяли достаточного внимания, поэтому некоторые психические, речевые, моторные и т.п. навыки у него развиты в меньшей, чем положено по возрасту, степени. При попадании в семью и должном обращении и внимании это компенсируется довольно быстро и даже при регулярном «гостевом режиме». Кроме того, у большинства из них был недостаток тактильных ощущений еще в раннем детстве. Поэтому по возможности (но тут важно не переборщить) необходимо гладить, обнимать их, целовать. Лучше, конечно, по поводу – за хорошо сделанное дело, например, за прочитанный до конца стишок. А можно и без повода – просто иногда прижать к себе.

В селе Ленинском 5 семей (11 человек)  получили ответы на свои вопросы. Каждому были розданы визитки Центра, контактные номера телефонов, номер «Детского телефона Доверия», где можно получить экстренную психологическую помощь. Подобные встречи будут организованы и в других муниципальных районах области.

Педагог-психолог Ольга Еремеева

 

Все подробности
главных событий в сюжетах
Заказать рекламу

    Нажимая кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *