Малоизвестные страницы истории заселения будущей ЕАО представлены в воспоминаниях казака и охотника «деда Ференцева»

15:00 | 21 октября, 2018
21 октября, РИА Биробиджан.

Казак станицы Квашнинской (ныне с. Квашнино Ленинского района Еврейской автономной области) Кузьма Ференцев, родившийся в 1885 году и проживший около 80-ти лет, оставил уникальные охотничьи и рыбацкие воспоминания, о которых далеко не сразу узнали его потомки. Историю своего легендарного деда корр. РИА Биробиджан рассказал при состоявшейся не так давно встрече помощник атамана станичного округа «Михайло-Семеновское» по воспитательной работе, квашнинский хуторской атаман Виктор Ференцев.

По его словам, в Томске в 2008 году была издана книга воспоминаний деда Кузьмы. Вероятно, тираж был небольшой, может, еще и поэтому до родины соавтора (об авторстве чуть ниже) в бумажном виде она так и не дошла. Однако – спасибо прогрессу — увидеть и прочитать заметки удачливого охотника и рыбака теперь можно в интернете (отрывки ранее публиковались и в газете «Биробиджанская звезда»).

— Мы, потомки деда Кузьмы, долгое время ничего не знали ни о воспоминаниях, ни о книге. Можно сказать, случайно увидели в интернете. Теперь читаем и перечитываем, гордимся и удивляемся. Среди нас тоже есть и охотники, и рыбаки, но таких успехов, как он, конечно, никто уже не добивается, — с улыбкой поведал Виктор Ференцев.

История создания книги «Меня родила тайга – записки сибирского охотника деда Ференцева» такова. В начале 60-х годов прошлого века в Хабаровск по распределению прибыла из Иркутска молодой специалист-охотовед Татьяна Головкина. В одной из командировок она встретила в с. Биджан (это неподалеку от Квашнино) в ту пору уже пожилого дедушку, который удивил ее своими рассказами и своей поразительной памятью. «После беседы мы договорились, что он пишет свои воспоминания, а я когда-нибудь помогу книге родиться», — сообщает теперь уже Татьяна Путилова в предисловии к изданию, вышедшему под ее фамилией. Прошло более сорока лет, прежде чем это обещание ей удалось осуществить. При этом она постаралась полностью сохранить орфографию и стиль автора, которые тоже передают атмосферу того времени.

Начинаются воспоминания с описания воспоминаний бабушки и дедушки автора, которые были в числе первых казаков-переселенцев на Средний Амур и рассказывали пытливому внуку вечерами, лежа на палатях, о своих приключениях. На место будущей станицы Квашнино «выбросили», как пишет дед Кузьма, 13 семей. «Они работали день и ночь, а ночами клали костры и отгоняли хичных зверей» (знали бы эти звери, какой удачливый охотник вскоре появится на свет, наверняка, попрятались бы!).

— Отец купил ему ружье, когда он был еще восьмилетним мальчишкой! Сейчас, конечно, такое невозможно представить, но тогда время было другое, — восхищается дедом Кузьмой Виктор Ференцев.

Правда, из-за охоты мальчишка школу бросил, что сегодня тоже трудно представить. В книге это так описано: «Я проучился октябрь. Стали падать порошки, и я отбился от школы. Зайца было много, а фазана и косача очень много, и я каждый день приносил много этой дичи. Но зато я ночами читал всякие книги. Этим и дошел самоуком и мне мои родители это все простили».

Первую козу дед Кузьма добыл в 12 лет. А когда подрос, объездил всю округу, добираясь до верховьев реки Биджан и ее притоков. Бывал в районе нынешнего Биракана, исследовал тамошние знаменитые пещеры. Один ходил на барса, медведя, тигра. А в перерывах ловил рыбу, которой богаты были все водоемы в здешних местах. Кету тогда продавали на берегу по копейке за хвост. Рассказывает Ференцев, как сбежал от белогвардейцев, которые его чуть ли не в плен взяли. Но не менее, а, может, и более интересны бытовые сцены, описанные потомственным казаком. Женили деда Кузьму не по любви. Так тогда было принято. Вот как это описано:

«Когда мне исполнилось семнадцать лет, мать моя задумала женить не для меня, а для себя. Ей нужна была помощница по хозяйству. У меня была невеста тут же рядом. Я предупредил ее, но она и говорить не велит. Она была не по ней, но потом ошиблася.

Поехала она в село Венцелево и там нашла у Семена Былкова дочь. Он жил в избушке на курьих ножках, на подпорках. Он был горький пьяница. Всё стоял на перевозе, на реке Биджане по тракту из Венцелево в Квашнино. Я не раз давал ему рыбы, когда рыбачил. Он жил очень бедно, а дочерей у него было 6 штук. Вот мама и попала к ним сватать и высватала, что я ее не видел и не знал какая невеста. А она меня видела где-то мельком. Это было осенью. Когда пошли к попу, чтобы он обвенчал нас, но поп посмотрел в метрику и запротестовал нас венчать. Мне всего половина семнадцатого года. Тогда оставили до пасхи нашу свадьбу. Вот я все время и думал, какая же моя невеста? Если бы я посмотрел, то я бы отказался от нее, но я еще был неполным умом, а меня все уговаривали.

В феврале мать повезла подвенечный товар, и я поехал с ней посмотреть, что за невеста. Но оказалось напрасно. Невеста уехала с братом в Нагибово вывозить дрова на пристань для пароходства. И я вернулся не солоно хлебавши. Приближалась Пасха. Я к свадьбе набил дичи и рыбы. Пасха была поздно, дичи было достаточно. И вот пришло время, отец заплатил попу 50 рублей, лишь бы обвенчал на второй день Пасхи. Собрался наш поезд за невестой. В поезде было три брата, тысяцкий – это мой крестный, отцов брат и дружка. Три пары лошадей приехали на отцовскую квартиру. Время пришло, пошли на вечеринку к невесте. Заходим в хату, а там битком набито, все пришли смотреть на жениха. Я смотрю, в углу собралися девчата кучей. Я смотрю, какая же моя невеста? Все в лентах и смотрят на нас. Они тоже не знали меня, а нас четверо, все как один и все красотой — не выбросишь за борт! Пришло время, сели за стол, который был накрыт. Вот я смотрю, как заяц, и думаю, а вдруг ко мне подойдет беззубая старуха и я должен ее взять. Девки в углу все зашепталися. А тут на кухню занавеска. Смотрю, вышла из-за занавески моя невеста. У меня сердце екнуло.  Она подходит к столу, а на подносе — шкалик водки и платочек. Я встал, выпил шкалик и взял платочек, а взамен положил свой. И она ушла. Она была, как говорят, аршин с шапкой».

Они все-таки поженились. Природа взяла свое, как объясняет дед Кузьма, и у них с «нелюбимой» поначалу невестой родилось три сына и дочь. Самый младший погиб на войне в 1943 году. Все дети пошли в отца, утверждает автор воспоминаний.

Прочитать книгу можно по адресу в интернете: https://vk.com/topic-49950613_31535664

#riabir #новости #ЕАО #Биробиджан #книга #память #история

Фото из сети интернет в свободном доступе

Фото: РИА Биробиджан и из сети интернет в свободном доступе

Все подробности
главных событий в сюжетах
Заказать рекламу

    Нажимая кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *