Сергей Кузнецов: «Моё призвание – водить поезда»…

10:37 | 27 августа, 2016
27 августа, РИА Биробиджан.

По Транссибирской магистрали Сергей Кузнецов (на снимке слева), машинист первого класса, водит поезда тридцать шесть лет. Тридцать шесть лет — это целая жизнь, в которой было много светлого и позитивного, но были и нестандартные ситуации, требующие немедленного решения

Однажды мне довелось постоять за пультом управления в электровозе и представить себя машинистом, ведущим тяжеловесный состав.  Обозревая из окна кабины рядом идущие поезда, мелькающие перед глазами светофоры, знаки, чувствуешь себя настолько уверенным и гордым, что, кажется, все в этой жизни тебе по плечу.

Сергей — потомственный железнодорожник во втором поколении. Железнодорожниками были его отец, мать, брат, поэтому, когда   настала пора выбора профессии, он видел себя машинистом электровоза. Отец Виктор Алексеевич трудился в локомотивном депо более сорока лет, начав свою деятельность с кочегара на паровозе, а потом работал помощником   машиниста электровоза.  Он много и увлеченно рассказывал детям о своей профессии.  Сергей   интересовался работой отца, с волнением забирался в кабину локомотива и с трепетом рассматривал приборы, находящиеся там. В школьные годы подросток посещал кружок «Юный железнодорожник» при локомотивном депо. Машинисты — инструкторы на занятиях знакомили ребят с историей железной дороги, железнодорожного транспорта, основами безопасности. На летние каникулы юные железнодорожники выезжали на практику в Хабаровск на детскую железную дорогу. Хотелось, как можно скорее оказаться в кабине настоящего электровоза, завести его, дать гудок и мчаться вперед! Однако по окончании школы романтически настроенный юноша засомневался — одинаково сильно манили и железная дорога, и высота. Окончив Хабаровское монтажное училище, Сергей стал монтажником — верхолазом. Поработать пришлось в Белогорске в «Дальтехмонтаже » всего год до армии. Было много впечатлений, но душа ждала чего-то другого. Вернувшись в Облучье после армии, окунувшись в родную стихию, Сергей понял, что без железной дороги ему не обойтись и поступил учиться на курсы помощников машиниста при локомотивном депо. С этого момента и началась его «железнодорожная эпопея». Вскоре он стал помощником машиниста, а затем, окончив техническую школу в Хабаровске, и машинистом, а свою первую самостоятельную поездку помнит, как будто она произошла вчера.

Сергей понимал, что настоящим машинистом можно стать только тогда, когда своими руками научишься устранять любые неисправности локомотива. Мастерство приходило с опытом, и вскоре он стал известен, как профессионал, который не допускает нарушений, один из лучших в депо. Считает большой удачей, что пришлось поработать с такими инструкторами, как Анатолий Зобов, Виктор Литвинов. Это были не просто прекрасные специалисты, но и мудрые педагоги, которые учили тонкостям профессии, и как-то само собой прививали ответственность к делу. По его мнению, очень важно, особенно в начале пути, чтобы встретился добрый наставник. В Облучье в локомотивном депо для него таким учителем стал машинист Владимир Доренский.

Сегодня Сергей Кузнецов водит любые составы: грузовые, пассажирские, поезда повышенной массы и длины, а моментов, когда приходилось концентрировать волю и силу в кулак, было немало, но о них говорит скупо и сдержанно. О единственном случае из своей практики вспоминает тогда, когда прошу показать именные часы, врученные Сергею в депо от имени министра путей сообщения. Он вел пригородный поезд на станцию Архара. При скрещении с четным грузовым поездом увидел в нем горящую буксу. Срочно сообщил об этом дежурному по станции и машинисту идущего навстречу поезда. Были приняты немедленные меры по остановке, и предотвращена авария. Он не любит рассказывать о своих достижениях, но факт, что он, досконально зная профиль пути и не раз предотвращал возможные аварии, подтверждает правительственная награда «За безаварийный пробег одного миллиона километров». Дважды Сергея Викторовича делегировали на слеты железнодорожников в Москву от Облученского депо, на одном из которых он был награжден знаком «Почетный железнодорожник».

Сергея ценят в депо за внимательность, пунктуальность, ответственность, желание изучать новые технологии и овладевать современными приемами работы.  В 2006 году прошел испытание на Дальнем Востоке электровоз «Ермак» с компьютеризированным управлением, который с легкостью одним из первых освоил и Сергей.

Сергей привык работать в команде, для него важны чувство локтя, умение взаимодействовать со своим помощником.  Далеко не каждый захочет возиться с молодёжью, а Сергей не тяготится этим делом.  Мало знать самому, как делать правильно, нужно уметь донести эти знания до молодого коллеги. Помощники, которые с ним работают, знают главный принцип обучения «делай, как я», и учатся, имея перед собой такой пример.

Когда едешь в поезде по одинаковому маршруту, очень утомляешься. А как же водители локомотивов, ведь поездки всегда одинаковые, как и маршрут, поля, горы, реки, дороги, населенные пункты, неужели не скучно, не однообразно: «Есть определённая романтика в наших поездках. Для меня каждая поездка — новая. Смена впечатлений постоянно, у меня каждый день проходит по-разному.  А разве можно объяснить то чувство, когда, стоя за контроллером, встречаешь рассвет или провожаешь закат. Надо просто любить свою работу», —  улыбается Сергей.

В 2013 и 2014 годах Сергей Кузнецов получил знаки отличия «Лучший машинист локомотива 2 и 3 степеней». Этот знак вручается машинистам, которые обеспечивают безопасность движения, высокий уровень показателей использования локомотивов, увеличение сроков службы подвижного состава. У него зелёный талон безопасности, а это значит, что он работает без замечаний по безопасности движения поездов.

Вся жизнь нашего героя на колесах, даже такой семейный праздник, как Новый год, не раз приходилось встречать в пути, но несмотря ни на что, Сергей всегда находит время поиграть с внуками, помочь жене, съездить на рыбалку, сходить за грибами. Его сыновья продолжили дело отца. Старший Егор работает в вагонном депо осмотрщиком вагонов, младший Александр повторил путь отца, став машинистом электровоза. Сергей поддерживает сыновей, помогает им мудрым советом.  Сам же считает, что работает так же, как и большинство его коллег. Каждая поездка, по его мнению, требует собранности, бдительности, умения просчитать возможные нестандартные ситуации, которые могут возникнуть во время движения, чтобы правильно на них отреагировать. К слову, он уже год как на заслуженном отдыхе, но продолжает трудиться.

Юрий Михайлов

DSC04394 IMG_9472

 

 

Все подробности
главных событий в сюжетах
Заказать рекламу

    Нажимая кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *