Как и в предыдущие годы, параметры областного бюджета рассчитаны на основе прогноза социально-экономического развития Еврейской автономной области и основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2016 год, плановый период 2017-2018 годов, сказала, представляя на заседании правительства области проект основного финансового документа, начальник финансового управления Елена Бородавко. По ее информации, основными характеристиками нового бюджета являются: общий объем доходов в сумме 8, 19 миллиарда рублей, расходная часть планируется в пределах 8, 7 миллиарда рублей. Дефицит областного бюджета составит более 500 миллионов рублей, или 10% от налоговых и неналоговых доходов.
Бюджет 2016 года объективно будет очень напряженным, но мы не будем сидеть, сложа руки, сказал губернатор Александр Левинталь в ходе обсуждения проекта закона об областном бюджете.
— Конечно, мы вынуждены подрезать ряд необходимых статей для того, чтобы вписаться в наши бюджетные возможности, например, расходы, связанные со строительством, госзакупками и так далее. Но при этом стопроцентно обеспечим текущее содержание учреждений, расходы, связанные с выплатой заработной платы, пенсий, различные социальные выплаты. Несмотря на сложность ситуации, в следующем году мы планируем увеличить на 700-800 миллионов рублей нашу доходную часть, и будем продолжать работать над тем, чтобы привлечь все возможные дополнительные источники. 2016 год, надеемся, будет переломным, станет своеобразной точкой отсчета, а затем начнется движение в экономике: будут запускаться объекты, активнее пойдет реализация проектов и так далее, — подчеркнул Александр Левинталь.
На заседании правительством области были также рассмотрены итоги социально-экономического развития за 9 месяцев и ожидаемые результаты к концу 2015 года, а также прогноз на среднесрочный период. По информации управления экономики, сводный индекс промышленного производства по полному кругу предприятий с января по сентябрь 2015 года составил 91,6 процента (в сопоставимых ценах). По ряду направлений результаты превысили аналогичные за предыдущий год, в частности, по добыче полезных ископаемых достигнуто 125,2 процента. По предварительным данным среднедушевые номинальные денежные доходы населения области в январе – сентябре 2015 года увеличились на 13,7 процента по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, реальные располагаемые денежные доходы выросли на 1,7 процента, но реальные денежные доходы снизились на 2,5 процента. В январе – сентябре 2015 года в экономике области было занято 78,8 тыс. человек, что больше по сравнению с соответствующим периодом 2014 года на 1,5 процента. Общая численность безработных, рассчитанная в соответствии с методологией Международной организации Труда (МОТ), снизилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 5,4 процента и составила 7 тыс. человек.
В связи с проявлениями финансового кризиса в промышленности области наблюдаются общероссийские тенденции: снижение спроса на производимую продукцию, ограниченные возможности привлечения предприятиями дополнительных финансовых средств в виде кредитов и, как следствие, значительное снижение объемов производства. К концу 2015 года прогнозируется спад промышленного производства на 3,9 процента.
Восстановление положительной динамики экономического роста в промышленном производстве области ожидается с 2016 года. Динамика промышленного производства в трехлетнем периоде в значительной степени будет определяться реализацией ключевых инвестиционных проектов, которые существенно изменят структуру промышленного производства области. За счет частных инвестиций в добывающем комплексе продолжится строительство Кимкано-Сутарского ГОКа (ООО «Петропавловск – Черная металлургия»), ввод в эксплуатацию которого осуществлен в текущем году, а также разработка Южно-Хинганского марганцево-рудного месторождения (ООО «Хэмэн – Дальний Восток»), Союзного месторождения графита (ООО «Дальграфит»).
Прогноз развития сельского хозяйства области в 2016-2018 годах учитывает реализацию комплекса мер, в том числе по государственной поддержке отраслей сельского хозяйства, осуществляемой в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия в Еврейской автономной области» на 2014 – 2020 годы.
По прогнозу в 2015 – 2018 годы ожидается ежегодный прирост вводимого жилья, активизация индивидуального жилищного строительства. В 2015 году бюджетные инвестиции возрастут до 37 процентов в структуре источников финансирования инвестиционных вложений за счет увеличения объемов государственных расходов в рамках федеральных целевых программ.
В 2016 – 2018 годах прогнозируется постепенное снижение уровня инфляции, а также в 2015 году и в последующем трехлетнем периоде ожидается последовательное повышение среднедушевых денежных доходов населения. Реальные располагаемые денежные доходы населения за счет замедления темпа роста заработной платы и увеличения значения среднегодового индекса потребительских цен в 2015 году оцениваются на уровне 92,2 процента. В последующие годы прогнозируется их последовательный восстановительный рост. Увеличение денежных доходов будет опережать инфляцию. Рост доходов будет связан с ростом заработной платы, доходов от предпринимательской деятельности, социальных пособий, пенсионных выплат, а также доходов от собственности.
С учетом инфляционной составляющей темпы роста заработной платы в 2015 году ожидаются на уровне 103,9 процента. В прогнозный период до 2018 года темпы роста среднемесячной заработной платы работников Еврейской автономной области с учетом инфляционных процессов и замедления роста заработной платы в бюджетном секторе планируются на уровне 5,8 – 6,81 процента в год.
В перспективе продолжится реализация трехстороннего Соглашения между правительством Еврейской автономной области, областной федерацией профсоюзов, региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей» в котором предусмотрены обязательства по повышению уровня заработной платы, установлению для работников предприятий и организаций области фиксированной минимальной заработной платы, а также реализация принимаемых ежегодно правительством области постановлений о мерах по повышению уровня заработной платы и ликвидации задолженности по ее выплате в организациях производственных видов экономической деятельности.