Финансовый коллапс назревает в Октябрьском районе Еврейской автономной области. Органы местного самоуправления обязывают исполнять законы, которые были приняты недавно и не учитывались при формировании бюджета на 2018-й год. При этом дополнительных средств под вновь образовавшиеся обязательства не выделили, но спрашивают строго, возможно, желая выслужиться и «набрать палок» – об этом и не только пишет в своей новой статье глава муниципалитета Алексей Егоров, сообщает РИА Биробиджан со ссылкой на сайт районной администрации.
«Как многообразна наша Родина, точно так же и многообразно наше российское законодательство, регулирующее и регламентирующее очень многие сферы деятельности. С 1993 года по настоящее время законов, поправок в законы, и подзаконных актов с уточнениями в них написано так много, что невозможно даже сказать сколько их, и содержащихся в них требованиях, на сегодня. Разные ГОСТы, СНиПы и СаНПины, которые зачастую существенно расширяют всевозможные требования и пишутся различными ведомствами, тоже постоянно пополняются и дорабатываются.
Предлагаю рассмотреть, как всё это многообразие отражается на местном самоуправлении. Есть у всей этой нормативно-правовой базы очень отрицательная черта — когда принимается какой-либо закон, постановление, ГОСТ и т.д. не принимается решение о финансовом обеспечении органов местного самоуправления для выполнения соответствующих требований. Хорошо, когда муниципалитет имеет профицитный бюджет, но таких в нашей области очень мало, а в районе и вовсе нет, да и сам район имеет крайне дефицитный бюджет. Когда же бюджет свёрстан с большим дефицитом, не сбалансирован и не обеспечивает выполнение первостепенных задач, то любое новое требование закона, постановления, ГОСТа, СНиПа и т.д. становится для бюджета просто убийственным.
Порой приходится слышать, что бюджет в районе сбалансирован т.к. расходы почти соответствуют доходам и превышают их на максимально допустимый уровень – 5%. Но это не более чем красивые сказки, для не посвящённых людей. Такие высказывания дают почву для критики в адрес органов местного самоуправления с формулировкой: «принятый бюджет сбалансирован, деньги предусмотрены, почему нет ……». В принятом бюджете на 2018 год, и в принимавшихся бюджетах на предыдущие годы, средства в полном объёме закладывались только на выплату заработной платы и начислений на неё, и то при условии, что у ряда работников зарплата равна МРОТу в размере 12 тыс.руб. в месяц. Фактически же мы с 01.01.2018 МРОТ выплачиваем в размере 15,12 тыс. руб., а с 01.05.2018 – 17,86 тыс.руб., т.е. сейчас ряд работников получают зарплату за счёт средств, предусмотренных на выплату заработной платы в 3 и 4 кварталах 2018 года, а значит в конце 3 квартала и в 4 квартале 2018 года плановых назначений и средств на выплату зарплаты просто не будет. За содействием в решении данного вопроса (выделение дополнительных средств на выплату зарплат в размере МРОТ) мы обратились к губернатору области А.Б.Левинталю, сенатору от нашей области Р.Э.Гольдштейну, депутату Гос. Думы А.Ф.Тихомирову.
Средства на оплату услуг отопления, водоснабжения, приобретение угля для образовательных учреждений, подвоз школьников, оплата услуг связи и поставки электрической энергии в лучше случае предусматриваются только на 6 месяцев из 12. Некоторые виды расходов предусматриваются чисто символически в объёме на 1-3 месяца от годовой потребности. Такие расходы предусматриваются для того, чтобы учреждения имели хоть теоретическую возможность производить необходимые им расходы. Предусмотреть весь объём средств необходимых на предстоящий год не позволяет Бюджетный кодекс РФ. По требованиям кодекса объём расходов не должен превышать объём доходов бюджета более чем на 5% (для менее дотационных территорий – 10%). Объём прогнозируемых доходов должен быть реалистичен и исполним т.к. в ином случае по выполненным работам и оказанным услугам образуется кредиторская задолженность, будут выписаны пени, штрафы за несвоевременные расчёты по договорам или налогам, появится необходимость оплачивать судебные расходы. Долги начнут расти как снежный ком. Бюджет района глубоко дотационен и более 75% наших доходов это финансовая помощь со стороны правительства области. Действующая система оказания финансовой помощи предусматривает сокращение объёма этой помощи при росте собственных доходов муниципалитета. При этом размер помощи из областного бюджета тоже сильно ограничен, в виду тяжёлого состояния областного бюджета (который сам является дотационным) и даже близко не перекрывает наших реальных потребностей. В итоге говорить о бюджете «Развития» не приходится, т.к. по факту мы имеем бюджет «Выживания».
Теперь вернёмся к самому началу статьи о разнообразии и объёмах законодательства и его требований. Для выполнения всех требований необходимы средства, про которые нормотворцы, особенно, а вернее в первую очередь, на федеральном уровне, как-то забывают и не учитывают при формировании бюджета и написании различных требований.
Зато у нас есть масса органов, которые контролируют, следят и надзирают за исполнением требований законодательства и требуют его исполнения не взирая на реалии жизни, на реальное положение бюджета. Их не интересует, что в бюджете нет средств на выполнение тех или иных требований. Им не важно, что зачастую требования законодательства, которые на сегодня не исполнены, не имеют никакого отношения к реальным нуждам и чаяниям жителей района. Их не заботит то, что на выполнение их требований, предписаний, представлений, решений суда вынесенных на основании их исков, денежные средства снимаются с решения тех вопросов, которые на самом деле интересуют население. Главное выполнить требование закона, пусть оно и не актуально для данной территории, и фактически никому не нужно, и лучше жить от этого мы не станем, и не какие фактические интересы и права местных жителей не затрагивает.
При этом, почему то, эти органы не добиваются от вышестоящих инстанций выполнения другого требования закона – О сбалансированности бюджета. Есть Бюджетный кодекс страны, где чётко сказано, что бюджет должен быть сбалансирован, но то, что эта норма закона не соблюдается почему-то, ни кого не интересует. Они не добиваются того, чтобы бюджету были выделены средства на исполнение всех требований законодательства за которые они так радеют. Я понимаю, и это было бы правильно, если бы бюджету своевременно дали необходимый объём средств на выполнение какой-то работы в целях выполнения определённого требования законодательства. Район или поселение данные работы не выполнил, средства на эти цели не израсходовал, и вот в этом случае надо в обязательном порядке по всей строгости закона спросить, почему это не сделано, и обязать выполнить необходимые требования. Так и должно быть – дали деньги, выполнил. Яркий пример такого подхода к делу это построенный в Амурзете дом для переселения граждан из аварийного жилья, отремонтированные спортзалы в школах сёл Амурзет, Екатерино-Никольское, Благословенное, отремонтированные и построенный туалеты в школах Благословенное, Полевое и Екатерино-Никольское. Средства дали – работы выполнены.
А так, как сейчас, в реальной действительности – нет средств, а ты всё равно выполни, а раз не выполнил, получи наказание – так быть не должно и это в корне не правильно. Вот так мы сейчас и живём. Хотим сделать что-то одно, то что нас просят сделать люди, то, что реально необходимо нашим жителям, а по факту приходится снимать средства с этих направлений и направлять на финансирование того, что людям совершенно и не надо.
Привожу примеры исковых заявлений в суд о возложении на администрацию муниципального района обязанности выполнить следующие работы:
— установка систем видеонаблюдения во всех школах и детских садах района. Требование обусловлено мероприятиями связанными с антитеррором, хотя я очень сильно сомневаюсь, что какая-либо система видеонаблюдения поможет предотвратить теракт. Скорее наоборот, захватив здание, злоумышленники с помощью наших же систем видеонаблюдения будут контролировать ситуацию снаружи и внутри здания, отслеживая перемещение представителей власти и силовиков;
— ограждение школы с.Екатерино-Никольское (так же якобы в интересах антитеррора, хотя ни какой забор от террористов не спасёт, а в случае захвата школы именно забор будет мешать соответствующим структурам скрытно приблизиться к зданию школы);
— оборудование приборами учёта тепловой энергии различных зданий. Делается это в рамках законодательства об энергосбережении и энергоэффективности. По факту же, расход угля на котельных ни как не зависит, и не уменьшится, от наличия/отсутствия приборов учёта. Зато фактом является то, что после установки этих приоров предприятия ЖКХ начинают работать с убытками т.к. наши учреждения оплачивают услуги не по нормативу, а по счётчику. Не смотря на установку счётчиков тариф, первые несколько лет после установки приборов, всё равно считается по нормативу. Так как нормативы потреблений выше показаний приборов учёта, то и выручка предприятия изначально закладывается в большем объеме, чем она получается на самом деле. В итоге, реальная выручка порой не покрывает даже уплату налогов и отчислений в фонды, а значит, предприятия очень быстро идут к банкротству. Вот такая энергоэфективность. Бюджет и граждане по приборам учёта платят меньше, а значит и предприятие ЖКХ, получая меньше средств, меньше вкладывает в ремонт и модернизацию системы ЖКХ. Если в систему ЖКХ не вкладывает средства само предприятие ЖКХ, то в систему ЖКХ вынужден вкладывать средства местный бюджет. Экономя на отоплении, бюджет больше вкладывает в содержание и модернизацию самой системы ЖКХ. При подготовке к отопительному сезону 2017/2018 годов из районного бюджета было потрачено 1,59 млн.руб., а для поготовки к сезону 2018/2019 планируется потратить 5 млн.руб.;
— строительство теплотрассы и реконструкция Центральной котельной
в с. Амурзет (с закрытием котельной «Амурская») – ориентировочная стоимость работ – не менее 45 млн. руб.;
— установление границ сельских поселений и муниципального района с внесением соответствующих сведений в государственный земельный кадастр. Кто пострадал (кроме фирм, которые будут делать данный вид работ и пока на этом не заработали бюджетных средств), от того что границы не внесены в сведения кадастра не ясно. Ни чьи интересы не нарушены, и не будут нарушены т.к. отсутствие этих границ абсолютно ни на что не влияет. Нарушены мнимые интересы неопределённого круга лиц т.е. не известно кого;
— разработать и утвердить документацию проекта по планировке территории района;
— провести техническое обследование дорог — ориентировочная стоимость работ – 0,8 – 1,0 млн. руб. Все проблемные участки нам и так известны по результатам визуального обследования. Теперь же, вместо того, чтобы направить средства на сам ремонт нам придётся потратить почти 1 млн. руб. только на то, чтобы приехали специалисты из Хабаровска, или другого города, и сделали нам документы с указанием проблемных участков. Потом видимо будет иск о проведении ремонтных работ, но вновь без учёта того, что средств на проведение этих работ нет.
Есть не мало и других решений суда и требований, которые хоть и направлены на улучшение условий жизни, но финансово ни как не обеспечены (устройство наружного освещения территорий школ; резервные источники электроэнергии для котельных и водонапорных башен; реконструкция очистных сооружений (ориентировочная стоимость работ – 80 млн. руб.) и др.).
Не удивлюсь, если ближайшее время появится какой-либо документ о понуждении администрации района повысить заработную плату работникам районной администрации, которая не повышалась с 2013 года. Напомню, расходы на содержание районной администрации с 2015 года существенно сократились. Справедливости ради, надо отметить, что затраты на содержание администрации Амурзетского сельского были увеличены в 2017 и в 2018 годах. Ознакомившись с декларациями о доходах муниципальных служащих других районов области так же можно заметить, что зарплаты работников администрации Октябрьского муниципального района меньше зарплат их коллег. Нельзя, правда, не упомянуть о том, что сокращение расходов стало одним из составляющих успеха выхода района из тяжелейшего финансового кризиса, когда несвоевременно платилась зарплата, не уплачивались отчисления с неё, не уплачивались налоги, не оплачивались выполненные работы и оказанные услуги, имелась задолженность по командировочным расходам и т.д. Мы были должны почти всем и почти за всё. Чтобы не было последствий, жить надо по средствам, и к сожалению пока у района это не очень хорошо получается, хотя существенные положительные изменения в этом вопросе есть. По моему личному убеждению, те негативные последствия, которые сейчас наблюдаются в некоторых муниципальных образованиях области, связаны в т.ч. и с ростом зарплат чиновников. Вообще же зарплаты чиновников районной администрации не являются поводом для зависти у людей с высшим образованием или работников силовых структур (ФСБ, прокуратура, МВД, МЧС), а так же учителей школ, специалистов учреждений культуры, врачей и среднего медицинского персонала. Средняя зарплата по администрации района (без учёта зарплаты главы района) по итогам 2017 года составила 30,3 тыс.руб. (на руки сотрудники получают на 13% (НДФЛ) меньше, как впрочем и все те кто официально трудоустроен и получает «белую» зарплату), и при этом у работников администрации, в отличие от работников систем образования, культуры и здравоохранения, отсутствуют какие-либо льготы по оплате услуг ЖКХ и электроэнергии. В отличие от силового блока у чиновников нет бесплатного проезда и не предусмотрен льготный срок получения пенсии. С учётом зарплаты главы средняя зарплата в администрации района составляет 31,77 тыс. руб.
К примеру средняя зарплата по МЦКД (дом культуры в с. Амурзет) по итогам 2017 года составила – 26,6 тыс.руб, в дошкольном образовании – 19,3 тыс.руб. (без учёта зарплаты руководства), у учителей в школах – 31,1 тыс.руб. (без учёта зарплаты руководства). С учётом зарплаты руководителей средние зарплаты по детским садам и школам составляли 25,74 тыс.руб и 33,55 тыс.руб. соответственно. Средняя зарплата по экономике Октябрьского района в 2017 году составила 24,4 тыс.руб., в то время как по области она равна 30,3 тыс.руб. в месяц. При этом средняя зарплата в МУПе «Теплоэнерго» (занимается вопросами теплоснабжения) без руководителя – 25,6 тыс.руб., а с учётом зарплаты руководителя – 26,1 тыс.руб.
Подводя итог вышесказанному, в части исполнения требований законодательства, складывается такое впечатление, что работники некоторых ведомств работу на территории Октябрьского района воспринимают как ссылку, и для того, чтобы как можно скорее выбраться из этой ссылки они начинают проявлять особые активность и рвение в поисках каких либо нарушений законодательства, которое как я сказал в самом начале очень обширно. Не удивлюсь если вся эта активность в поисках нарушений, выдаче предписаний, представлений, написании исков связана с желанием выслужиться перед начальством, показать результаты своей бурной деятельности, чтобы как можно скорее уехать из Октябрьского района на повышение. Так же для меня не будет удивлением, если после выхода данной статьи работа соответствующих структур будет активизирована.
Был даже показательный случай, который подтверждает мои догадки. Один из работников одного из органов высказал сожаление, когда узнал, что в подведомственных району учреждениях нет определённых задолженностей т.к. в других районах такие нарушения есть и там соответствующие органы принимают необходимые решения, «зарабатывая себе галочки» (т.е. обеспечивают выполнение «палочной системы» показателей). В итоге можно предположить, что чем больше таких «палок» тем ближе новые звание, орден, должность, премия и иное поощрение.
Когда же мы все вместе начнём работать на благо нашего района и его жителей, на то чтобы жизнь в районе становилась лучше и в первоочередном порядке решались те вопросы, которые на самом деле интересуют жителей? Когда же бюджет будет на самом деле сбалансирован? Когда требования законодательства начнут подкреплять финансами?», — задается, наверное, увы, риторическими вопросами глава Октябрьского района и… нет на них ответа?
#riabir #новости #еао #глава #законодательство #закон #нарушения #бюджет #деньги
Фото с сайта администрации Октябрьского района