Продавец одного из биробиджанских магазинов обратилась в суд с иском к своему работодателю. Она просила взыскать невыплаченную премию, часть среднего заработка за период учебного отпуска и проценты за его несвоевременную выплату, компенсацию морального вреда. Девушка получала первое высшее образование, училась на заочном. Когда ей пришла справка-вызов на сессию, она предоставила её руководителю, написала заявление о предоставлении дополнительного отпуска. Ознакомившись с приказом, подписывать его отказалась, не согласившись с формулировкой. К тому же ей не выплатили премию, хотя другие сотрудники дополнительное вознаграждение получили. По мнению истицы, работодатель нарушил её права.
После обращения девушки в суд, ответчик ряд требований признал добровольно: изменил формулировку приказа об отпуске, выплатил истице более 30 тысяч рублей. По другим же спор остался. Рассмотрев дело, суд удовлетворил иск частично.
Согласно с ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по программам, имеющим государственную аккредитацию, по заочной и очно-заочной формам обучения, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для промежуточной аттестации. На первом и втором курсах соответственно — по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов — по 50 календарных дней. Гарантии и компенсации сотрудникам, совмещающим работу с учёбой, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.
Согласно ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала. Истица обратилась с заявлением на отпуск в день его начала, поэтому работодатель не имел возможности произвести его оплату в установленные сроки. Вины в действиях руководителя установлено не было, поэтому суд отказал в удовлетворении требований о выплате процентов за несвоевременный расчёт. Так же, как и в части обязательного премиального вознаграждения.
Статьёй 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Как следует из Положения о материальном стимулировании на предприятии, премия не является обязательной составляющей заработной платы и может быть выплачена только при наличии свободных денежных средств. Её размер устанавливается по усмотрению руководства, исходя из результатов работы структурных подразделений и личного вклада каждого конкретного сотрудника. Таким образом, ежемесячная премия является выплатой стимулирующего характера и является правом работодателя, а не обязанностью. В трудовом договоре, заключенном между сторонами, также отсутствуют условия об обязательной выплате ежемесячной премии.
А вот проценты за нарушение сроков выплаты аванса и заработной платы взысканию подлежат. Доказательств того, что она была начислена вовремя и готова к выдаче истице в установленный срок, суду представлено не было. Согласно ст. 237 ТК РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного неправомерными действиями или бездействием работодателя. Поскольку ряд требований ответчик удовлетворил до вынесения решения, суд размер компенсации определил в 1 500 рублей.
С учётом судебных расходов работодатель должен выплатить истице ещё около 7 000 рублей. Также с него подлежит взысканию государственная пошлина в размере 700 рублей.
Наталья Трофимова, руководитель пресс-службы
суда Еврейской автономной области