Первый заместитель мэра города по экономике и финансам, начальник финансового управления мэрии Биробиджана Ян Аблов в интервью корр. РИА Биробиджан рассказал об итогах первого полугодия по доходам и расходам областной столицы, также о том, как идёт финансирование дорожных работ, и какие новые статьи расходов появились в бюджете муниципального образования.
— Ян Александрович, расскажите, из чего складываются доходы?
— Как и любой другой бюджет, так и бюджет города Биробиджана в соответствии с Налоговым кодексом состоит из трёх направлений: это налоговые доходы; не налоговые доходы и также межбюджетные трансферты. То есть, это субсидии, субвенции, дотации из вышестоящих бюджетов. Позволю себе остановится сначала на налоговых доходах, потому что это та часть доходов, которая наиболее значима для доходной части нашего бюджета. В соответствии с Налоговым кодексом, в муниципалитет идут такие налоги как налог на доходы физических лиц, НДФЛ; местные налоги, это налог на землю и налог на имущество физических лиц; так же идёт единый налог на объединённый доход; ну и есть несколько налогов, таких как сельскохозяйственный налог, патент. Они на самом деле очень небольшие…
— Но они есть?
— Они есть. Поэтому мы должны их учитывать и когда мы планируем бюджет, мы их тоже учитываем, но это даже не миллионы. Это тысячи рублей, которые, как бы сказать, ну, в рамках погрешности.
— Имеются ли какие-либо задолженности перед муниципалитетом?
— Для начала остановлюсь подробнее на налогах, потому что они имеют большое значение. У каждого из них своя специфика. Например, НДФЛ – налог на доходы физических лиц. Это тот налог, который в основном платят налоговые агенты. Поэтому задолженность по ним наименьшая. То есть, в принципе то, что мы планируем, практически всё собираем. Есть нюансы по банкротящимся предприятиям; например, сегодня у нас в стадии банкротства Водоканал, МУП ПАТП, Облэнергоремонт. Они платят не в полном объёме эти налоги, поэтому здесь есть небольшой недобор. Но НДФЛ по своему определению, в нашем городе, это налог который в основном платят наши государственные, муниципальные, субъектовые бюджетные учреждения. То есть наши школы, больницы, различные органы госвласти. Например, мы запрашивали у налоговой 10 самых крупных налогоплательщиков по данному налогу, нам налоговая дала информацию: все 10 наших налогоплательщиков – это не предприниматели. То есть там, среди этих налогоплательщиков например Областная больница, Центральный банк, различные органы госвласти большие, пограничники наши, и так далее. Поэтому, когда мы говорим о сборах налогов именно НДФЛ, мы должны говорить о сборах именно с этих бюджетных учреждений. Для нас очень значимо, в плане сбора этих налогов, когда у нас закрываются какие-нибудь органы госвласти.
Раньше возникали ситуации, когда федеральные органы переводились на Хабаровск, таким образом, здесь закрывались филиалы, отделения и так далее. И это конечно сказывается на фактическом сборе налогов именно по НДФЛ. Местные налоги, налог на землю и налог на имущество физических лиц, там несколько иная ситуация, это непосредственно жители Биробиджана, которые платят данные налоги.
У нас есть соглашение с налоговой инспекцией, они нам ежемесячно предоставляют данные о налогоплательщиках – задолжниках по данным видам налогов, причём они дают тех должников – которые должны более 3000, то есть мелких не берут вообще, мелкая задолженность. Последнюю информацию, которую нам предоставляли по жителям города, они предоставляют её пофамильно. Более 1000 жителей Биробиджана имеют задолженность по данным налогам более 3000 рублей. Там есть довольно известные люди в нашем городе — предприниматели, и некоторые представители органов власти, у которых, я думаю, есть возможность платить налоги, но по каким-то причинам они являются должниками.
Ну и наконец, последний из крупных налогов – это единый налог на вменённый доход. Это налог именно предпринимателей. Здесь бывают задолженности, насколько я понимаю, просто из-за того, что какие-то налогоплательщики не платят данные налоги. Так же, у нас каждый год данная сумма, данный сбор, уменьшается. Мы советуемся с налоговой и они нам подсказывают что, скорее всего, это связано с уменьшением количества предпринимателей на территории и с переходом ряда предпринимателей с единого налога на вменённый доход — это упрощённая система налогообложения. То есть, часть предпринимателей уходит на этот налог, а он уже платиться не в городской бюджет, а в областной бюджет, в субъектовый бюджет.
Наши экономисты делали подсчёты, сколько на самом деле налогов остаётся в городе Биробиджане от полного сбора налогов на территории города – это 13 копеек с рубля. То есть, все, что собирается на территории города – только 13 копеек с рубля остаётся в городе Биробиджане. У нас полностью уходит в вышестоящий бюджет транспортный налог, упрощённая система налогообложения, налог на прибыль, НДС. Но у нас ещё не самая плохая ситуация. Допустим, по городу Хабаровску бывший мэр Соколов, когда озвучивал ситуацию по городу, он озвучивал такую цифру, что только 7 копеек с рубля остаётся в городе Хабаровске.
— Что такое не налоговые доходы муниципального образования и что к ним относится?
— Из крупных поступлений, из направлений которые наиболее большой объём поступлений в доход нашего бюджета можно выделить: это аренда муниципального имущества и муниципальной земли, это не налоговый наш доход; это приватизация имущества, то есть то муниципальное имущество, которое муниципалитет продаёт и получает за это доходы; и штрафы. Есть определённая категория штрафов с физических и юридических лиц, которые поступают именно в городской бюджет.
— И уже в вышестоящие органы они уже не уходят?
— Нет, это наши. Часть штрафов идёт по направлениям в субъектовый бюджет, часть в федеральный бюджет по различным статьям, некоторые штрафы идут в бюджет города Биробиджана. На сегодня по штрафам у нас ситуация не плохая, мы перевыполняем по этому году план по доходам. По другим видам не налоговых платежей у нас идёт недобор. Например, по аренде имущества, но здесь специфика примерно такая же, как и по налогам. То есть, это наши предприниматели и физические лица, которые должны платить, но по разным причинам, не могут или не хотят, не платят за аренду. По приватизации у нас тоже ситуация тоже не очень хорошая. У нас есть план приватизации, муниципального образования город Биробиджан, куда включены ряд объектов, которые мы должны продать. Но на сегодня, тенденция такая, что просто нет в этом необходимости. Поэтому на сегодняшний день, ни одно помещение, ни одно муниципальное здание в Биробиджане не продано. Соответственно доходы от этой статьи поступают, но за счёт реструктурированных сумм, которые в продаже были в прошлые годы. В этом году пока ничего нет, но мы планируем до конца года все-таки частично выполнить приватизацию, поэтому доход дополнительный у нас будет поступать. Не смотря на то, что у нас недобор первый год с 14-го года, когда план по доходам мы выполняем и перевыполняем. Это связано с достаточно хорошими поступлениями именно по налоговым доходам физических лиц и по налогу на имущество физических лиц. То есть, на сегодня это перевыполнение порядка 13-ти миллионов, по сравнению с планом.
— Но всё-таки немаловажными остаются и расходы городского бюджета. Каковы основные статьи расходов и появились ли новые?
— Начнём с того, что как сейчас принято говорить, у города Биробиджана, бюджет не развития, как очень бы хотелось бы, а социально ориентированный бюджет. Что это означает? Есть, бюджет развития, это когда большая часть расходов идёт на какие-то новые вещи, на инвестиции, на поддержку предпринимательства, на развитие города. У нас, к сожалению, наша доходная база не позволяет сегодня направить какие-то крупные средства на эти цели. У нас, основная масса расходов идёт на социальное обеспечение нашего населения. Это не только какие-то социальные льготы, это зарплаты наших бюджетников, содержание муниципальных учреждений. На сегодня на городском бюджете 50 муниципальных учреждений — это школы, детские сады, учреждения культуры, допобразования, казённые учреждения. Их всех надо содержать, а это коммунальные платежи, ремонты, заработная плата работникам — это всё платится из бюджета. Это львиная доля всех расходов бюджета. Плюс к этому, у нас сохраняются и частично индексируются все социальные льготы. То есть, это и по детям, по питанию в детских садах, учреждениях общего образования. Мы сохраняем довольно тяжёлую для нашего бюджета льготу – компенсацию за проезд школьников и пенсионеров в общественном транспорте. То есть, если тариф увеличивается, то соответственно у нас увеличивается и сумма этой льготы. На сегодня она составляет более 20 миллионов рублей только по пенсионерам. Плюс ещё школьники в наших учреждениях.
— В год?
— Да, в год. Эта сумма оценивается в год, тем не менее, это довольно серьёзная сумма для нашего бюджета. Но, тем не менее, какие-то новые направления в расходной части каждый год мы стараемся применить. В этом году, например, мы приобретение в лизинг 9 автобусов, для транспортной компании. Это новое предприятие. Предыдущее находится в стадии банкротства. Продолжаем субсидировать все наши муниципальные унитарные предприятия. Это и транспортная компания, МУП «Бани». В этом году, порядка 6 миллионов мы направили на МУП Водоканал, за счёт этого они смогли осуществить свою давнюю мечту – ремонт обеззараживающего оборудования, заменили пять систем АкваХлор 500. Это повысило качество питьевой воды в городе. В этом году закончим разработку нашего градостроительного плана. То есть, на сегодня у нас есть градостроительный план 10-ти летней давности, который потерял свою актуальность и назрела необходимость, чтобы у нас был новый план города: где строить, какие коммуникации проводить с наименьшими потерями и с наибольшими удобствами для жителей.
— Получает ли город субсидии с других бюджетов и какие?
— Третья, но не наименее важная часть наших доходов, это межбюджетные трансферты. Город Биробиджан, это бездотационный муниципалитет, единственный в области. Нам не дают дотации на выравнивание, на сбалансированность бюджета.
— А с чем это связано?
— Есть определённые расчёты, утверждённые на уровне субъекта, там, определённые формулы, где считается доходная база и обеспеченность нашего населения, жителей муниципалитета к доходной части. Если эти доходы превышают определённый норматив, то считается, что дотация нам не положена. Дотации мы не получаем, но целевые трансферты, то есть, на определённые цели, мы как и другие муниципалитеты, получаем из вышестоящих бюджетов. Например, сегодня у нас строится дамба на посёлке Тукалевский. Порядка 23 миллионов в этом году, а на 3 года – это больше 90 миллионов нам поступает на эти цели из федерального бюджета. Далее, большой проект и он уже второй год длится, это современная, комфортная среда. То есть, это деньги, которые идут на наши общественные пространства и часть денег на дворовые территории. Если в прошлом году у нас больше денег шло на дворы (было отремонтировано 11 дворов), то в этом году основная масса идёт на общественные пространства. То есть, мы делаем скейт-парк в районе нашего городского парка. Но, тем не менее, за счёт экономии после проведения аукционов, у нас высвободились деньги из этой субсидии и два двора, в этом году, мы также сможем отремонтировать.
— На следующий год, можно ли говорить что, в какую сторону сдвинется…
— Пока мы не знаем, то, что мы получим эти деньги и в следующем году это однозначно. То есть, нас уже в этом уверили. Но как они будут распределены, между муниципалитетами? Сегодня и другие муниципалитеты получают эти деньги. Если раньше был только город Биробиджан и Тёплое Озеро, то сегодня и Облучье получает и другие районы. Тем не менее, деньги в город поступят в большем объёме, потому что мы самый большой муниципалитет. Как они будут распределяться – будет видно дальше.
— Важным остаётся вопрос с повышением заработной платы. Как его решает город Биробиджан?
— Очень больная тема для бюджета города Биробиджана. Почему? Потому что нам в этом году пришлось сразу по двум направлениям – по повышению заработной платы предусматривать дополнительные средства. Во-первых, 2018 год, это последний год в соответствии с которым мы должны по Указам Президента 2012 года, довести заработную плату определённых категорий граждан до нормативной. Это наши педагоги общего образования, воспитатели в детских садах, допобразование и работники культуры. Сегодня на эти цели направлены дополнительные средства — более 30 миллионов из бюджета города Биробиджана. Но, тем не менее, все указы на сегодняшний день у нас выполнены. У нас в ежемесячном режиме все учреждения отчитываются по исполнению этих указов. Средняя заработная плата выдерживается на уровне исполнения указов. Кроме того, мы контролируем сайт Росстатистики, где уже вывешиваются официальные данные, там тоже у нас, в общем-то, всё нормально. Мы выдерживаем данные позиции. И второе направление по заработной плате – это повышение минимального размера оплаты труда. Если с 1 января МРОТ повысился с 12 до 15 тысяч рублей с учётом нашего дальневосточного районного коэффициента, то с 1 мая, это уже почти 18 тысяч рублей. Мы обязаны соблюдать данную норму, обязаны обеспечить всех работников бюджетных учреждений минимальной, ну, что бы их зарплата была не ниже этой минимальной. Соответственно, тоже были выделены дополнительные расходы, по нашим расчётам – это более 40 миллионов рублей, но здесь нам помогает область, то есть, часть компенсируется из областного бюджета. На сегодня 7 миллионов нам уже поступили, из этих 40-ка и, в принципе, уже распределены. Подписано распоряжение губернатора, порядка 10 миллионов ещё на город Биробиджан будет. Надеемся, что до конца года, нам компенсируют все 40 миллионов. Если нет, то придётся находить в городском бюджете.
#riabir #новости #ЕАО #Биробиджан #налоги #бюджет