После того, как в 2014 году мы отметили 100-летие начала Первой мировой войны, заметно увеличился поток литературы, отражающий на своих страницах доселе неизвестные события того времени. Художественные, документальные, мемуарные источники, собранные в фонде читального зала Областной научной библиотеки, сегодня пополнились ещё одним уникальным изданием, равных которому не было ни в отечественном, ни в зарубежном книгоиздании. Правление Миллениум банка любезно подарило нам четырёхтомную публикацию «Первая мировая война на почтовых открытках».
В основу публикации легла грандиозная коллекция из 50000 открыток со всего мира. Основная часть коллекции принадлежит известному филокартисту В.В. Крепостнову.
Каждый том освещает какую либо сторону того тревожного времени. Так первый, рассказывает непосредственно о войне, военных действиях. Он так и назван «От Сараево до Компьена». Начальные рубрики показывают нам открытки, изображающие предысторию Первой мировой. Наследие Бисмарка. Его культ после смерти, отражённый в открытках, и почти на каждой его знаменитая тогда фраза: «Мы немцы не боимся ничего на свете. Только Бога» А далее открытки, (в большинстве французские) фиксирующие сближение России и Франции, продиктованные военными интересами последней и некой экономической заинтересованностью России. И, потому на открытке Николай II доит корову цвета французского флага или в виде мотылька собирает нектар с цветка, символизирующего Францию. Образование русско-французского союза стало важной вехой в предыстории Первой мировой войны, поскольку способствовало расколу Европы, тоже отображённому в открытках.
1914 год. Немцы планируют нанести удар по Франции через Бельгию, не обращая внимания на нейтралитет последней и не предвидя каких-то сложностей. Но для того, чтобы сломить «маленькую храбрую Бельгию», немцам понадобился месяц. Разумеется, героическое сопротивление этой небольшой европейской страны стало темой для открыток. Немецкие сапоги, втаптывающие в землю последние осколки мира, открытки, изображающие карты стран, участниц конфликта, открытки с портретами царей и императоров. И, если в предыдущие главы включены почтовые карточки, напечатанные в основном в Германии, Франции, Бельгии, то с открытием Восточного фронта, появляется русская открытка, часто открытка-фотография. На ней русский солдат, генералы и князья. 1915 год не был отмечен для Германии фанфарами триумфа. «Русский медведь выскользнул из наших сетей, истекая кровью, но не забитый до смерти». Это высказывание иллюстрирует открытка с изображением того самого медведя и сообщение, написанное на одной из почтовых карточек своей любимой, о том, что оставаться в России всё сложней, ибо русские даже сжигают свои деревни, дабы не дать постоя врагам. Октябрьская революция и приход к власти большевиков привели Россию к выходу из войны. Восьмого ноября1917 года большевики выступили с предложением немедленного мира и предания гласности всех дипломатических соглашений. На немецкой открытке эта инициатива в сюжете раскуривания Лениным и Троцким трубки мира, посредством бумаги с надписью «Тайные соглашения». Вступление в войну США,14 пунктов Вильсона, грабительский Брестский мир, последние бои Первой мировой. Обо всём этом вам тоже расскажут открытки.
Почтовые карточки второго тома, благодаря подписям и комментариям, стали целым рассказом о новом облике Первой мировой войны, отличном от войн прошлого и, что особенно важно, рассказом её непосредственного участника-солдата. Вот на открытке мужик стал солдатом, вот солдатский быт, жизнь в окопах, современное для того времени оружие: танки, авиация и газ.
Война была испытанием общества на прочность. Она перестраивала экономику, разлучала семьи, делала людей беженцами. Самым важным различием общества были фронт и тыл. Поддержание связей внутри этого общества становилось как никогда важной задачей. Именно открытки стали простым и доступным средством коммуникации между фронтом и тылом. И если второй том «Новое лицо войны» был посвящён солдату на фронте, то в третьем томе речь по большей части о тех, кто остался в тылу. Он так и назван «За линией фронта».
В Первую мировую тыл перестал быть в полном смысле тылом. В языках воюющих народов его называли «внутренний фронт», так как на войну были мобилизованы ресурсы во всех сферах жизни. Открытки, собранные в третьем томе, призывают не забывать солдат, выпускать больше снарядов, покупать военные займы, ибо к победе, как утверждает венгерская открытка, в одинаковой степени вели железо и золото, а русская открытка утверждает о патриотичности и выгоде военных займов.
Другая серия почтовых карточек пронизана мечтой о встрече воинов с родными и любимыми людьми. Не остались без внимания создателей открыток вдовы и сироты, беженцы и дети на войне.
Четвёртый том, озаглавленный как «Битва добра и зла» повествует о войне культур, а именно пропаганде на открытках Первой мировой. Об этой войне известно не так уж много. Она стала катастрофой для 38 государств, а для России драмой, принесшей больше поражений, нежели побед. В вихре тех событий много документов было забыто и утеряно. Потому и не должна оставаться без внимания всякая информация, каждое издание, а уж тем более такое, где главный герой почтовая открытка Первой мировой войны. Открытка в этом четырёхтомнике не иллюстрация к тексту, а источник информации. Ведь за время войны почтами всех стран было доставлено около 7 млд. открыток. Таким образом, сегодня в нашем фонде появилось уникальное издание, снабжённое статьёй главного австрийского специалиста по Первой мировой войне Манфреда Раухенштайнера, которое не оставит без внимания историков и всех интересующихся обозначенной темой.
Н.А. Панова
Заведующая читальным залом
Областной Научной библиотеки
(Сайт областной научной библиотеки им. Шолом-Алейхема).