Губернатор области Александр Левинталь подписал распоряжение «Об утверждении комплексного плана транспортного обслуживания населения Еврейской автономной области на средне- и долгосрочную перспективу (до 2030 года) в части пригородных пассажирских перевозок». Документразмещен на официальном сайте органов исполнительной власти ЕАО. Разработчики программы прогнозируют улучшение общих условий для развития рынка пригородных перевозок в Еврейской автономной области. Перспективы оцениваются как позитивные. При этом наиболее существенное влияние на развитие рынка пригородных перевозок окажут внешние условия такие, как рост российской экономики, изменение законодательства в сфере пригородных перевозок. Основными драйверами роста рынка пригородных перевозок станут повышение уровня доходов населения, понижение безработицы и повышение качества предоставляемых услуг. Ставится задача довести доступность транспортных услуг населению до 100% (сейчас 99,8%).
Как отмечается в плане, на территории области эксплуатируется 107 регулярных автобусных маршрутов, в том числе 19 межмуниципальных, 7 межсубъектных, 28 муниципальных, 40 муниципальных городского сообщения и 13 сезонных (дачных). По железной дороге действуют два маршрута: Хабаровск – Биробиджан и Биробиджан – Облучье.
Ключевыми проблемами транспортного развития названы:
— резкое увеличение расходов областного бюджета на возмещение организациям железнодорожного транспорта недополученных доходов, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов, обусловленное в значительной степени ростом затрат перевозчиков на услуги, оказываемые открытым акционерным обществом «Российские железные дороги», увеличение собственных расходов открытого акционерного общества «Экспресс Приморье», а также изменением методики распределения доходов, а следовательно, и объемных показателей работы пригородного железнодорожного транспорта, при выполнении межсубъектных перевозок;
— высокая степень изношенности подвижного состава пассажирского транспорта;
— невысокий уровень платежеспособности населения в сельской местности, что вызывает необходимость установления социально ориентированных тарифов на услуги по перевозке пассажиров с бюджетным финансированием расходов перевозчиков;
— ограниченные возможности областного бюджета по возмещению перевозчикам недополученных доходов, возникающих в результате установления социально ориентированных тарифов на услуги по перевозке пассажиров.
В первоочередном порядке, согласно КПТО, необходимо решение следующих проблем:
— принятие на федеральном уровне решения о долгосрочном применении льготного исключительного тарифа на услуги железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые открытым акционерным обществом «Российские железные дороги», при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также ставки НДС 0 процентов в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;
— обеспечение федерального нормативного правового регулирования ставок арендной платы на услуги, оказываемые открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» пригородным компаниям;
— обновление подвижного состава пассажирского транспорта на условиях софинансирования федеральным бюджетом;
— софинансирование федеральным бюджетом расходов субъектов Российской Федерации на организацию перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении при условии регулирования субъектом тарифов на услуги по перевозке.
На субсидии по пригородным железнодорожным перевозкам планируется направить из областного бюджета в период до 2030 года 1млрд 037 млн рублей.