Итак, оказалось, что это не одно и то же: быть евреем и быть евреем в ЕАО. Еврейское местечко, сместившееся к 132 меридиану восточной долготы, изменило свои базовые характеристики. Оно стало полноценным местом, провинцией в благородном смысле этого слова. Так говорят ученые. Но мы, жители этого места, в свою очередь, не хотели бы терять ничего из первоначального уменьшительно-ласкательного определения…
На днях нас познакомили с результатами социологических исследований по поводу биробиджанских евреев и, как было сказано, «еврейцев» (т.е. не-евреев, ассоциирующих себя с ЕАО). Исследование совершил профессор Зеев Ханин, Израиль. Наблюдения у него получились разные и в основном довольно душевные. Например: «Посещение еврейской школы оказывало влияние на еврейское самосознание опрошенных евреев в Биробиджане вдвое чаще, чем на респондентов в Санкт-Петербурге и чем в среднем по выборке, и вчетверо (!) чаще, чем на респондентов, опрошенных в Москве» (источник — РИА-Б).
Не знаю, почему самосознание биробиджанских евреев оказалось таким чувствительным, но предположения у меня есть. Чем труднее жизнь, тем больше поводов для поиска комфортной общности. Уже наблюдали в 90-х. А жизнь россиян нынче становится все труднее, вот и президент говорит о том же. Нужен дружественный локоть соседа. «Давай закурим, товарищ мой». Правда, автор исследования не пришел к таким выводам, а мог бы, поскольку они довольно самоочевидны. Петербург и Москва предлагают множество самых различных современных идентификаций, кроме национальной, а здесь, у нас, с этим похуже. Ну не ассоциировать же себя с догхантерами… Отсюда кровь, отсюда почва. Отсюда пунктирный национальный активизм, который при ближайшем рассмотрении оказывается защитным механизмом.
Кроме того, есть и такой мотив: живем мы здесь. Все вместе. Так историческая карта легла. Были сильные подозрения на изначальную краплёность этой карты, но сейчас вроде бы все утряслось. Единственное, что вызвало мое недоумение, — использованное израильтянином применительно к ЕАО выражение «евреи-первопроходцы», которое почему-то названо «местным нарративом», хотя на деле оно является фантомом из области альтернативной истории. Есть выражение «первопоселенцы», которое относят к евреям, приехавшим на территорию будущей ЕАО в конце 1920 — начале 1930-х годов. Что касается эпохи первопроходчества, то для Среднего Приамурья она осталась в XVII веке, почти за три столетия до появления здесь еврейских поселенцев. Даже амурские казаки и крестьяне-переселенцы времен Муравьева-Амурского и Колесухи не могут быть названы первопроходцами, что уж говорить о более поздних временах. Впрочем, человек мог выразиться метафорически.
А с добрым профессорским отношением как к нашим евреям, так и к гоям-еврейцам я вполне солидарен. Хочу со своей стороны просунуть малую копеечку в копилку размышлений на эту тему. Вслед за господином Ханиным считаю, что специфическое биробиджанское решение еврейского вопроса оказалось в своем историческом итоге довольно неконфликтным и по-своему симпатичным. К несчастью, оно привело фактически к тем же результатам, что и другие его решения, т.е. к почти полному исчезновению евреев как таковых на той территории, где решался вопрос. А вот там, где этот вопрос никто специально не решал, евреев заметно больше. Но это уже другая тема.
Январь получился не менее теплым, чем выводы израильского социолога. Минус десять днем на Крещение — когда такое было? Сложности еврейской идентичности и климатические эксклюзивы образовали в этом месяце довольно странный двойной венок.
Вторая половина теплого января была отмечена Посланием президента РФ. Президент хоть и немного, но все же опоздал на чтение послания. Фирменный стиль. Мое единственное живое впечатление от Путина тоже связано с его опозданием. Это было в 2010-м, в Хабаровске, и тогда он опоздал что-то на три часа. При этом он находился в том же здании, где встречи с ним ждали около трехсот человек. Просто символ какой-то. Президент всегда опаздывает, но при этом остается человеком демонстративно мужского поведения… Ребус, кроссворд.
У многих обозревателей в связи с содержанием послания возникли шахматные параллели, и я не стал исключением: текст первой части — о демографии, образовании и здравоохранении — напоминал абсолютно уверенную игру вслепую, а текст о конституции — задумчивую игру с самим собой с постоянной этюдной заменой ходов и комбинаций, а также постепенной заменой самих правил игры, временами на грани перехода, по остроумному замечанию одного старого кукольного мастера, в игру «Чапаев».
Послание, да. «Уж послал так послал» (с).
Опять известия о ложных минированиях. В воздухе, как гримаса Чеширского Кота, висит долгая сардоническая усмешка террористов над российским государством и его более чем многочисленными правоохранителями: вам только чижиков есть, бурые (или забуревшие) господа на воеводстве. При этом я не имею в виду бОльшую часть служивых, работающих на земле. Мой бывший выпускник, это я в том числе о тебе. Ты на земле.
Опять т.н. «элита» хамит людям. На этот раз отметилась барышня Водонаева, которая «Дом-2». Выразилась в том смысле, что материнский капитал адресован «быдлу». Я сам не сторонник тактических бюджетных подачек вроде материнского капитала, прикрывающих экономическую некомпетентность и политический цинизм, но хамство есть хамство, на него в обществе нормальных людей принято реагировать. Барышне возразили с разной степенью убедительности многие. Лучше всего, на мой взгляд, получилось сказать у Ивана Охлобыстина, но рейтинги здесь немножко смешны…
Все эти прорывы сословного презрения — проявление возрастающей скандальности времени, сгущающегося непотребства. Духота перед грозой. Но подлинные размеры нынешних злоупотреблений, барского свинства и презрения к народу обнаружатся только после грядущей смены эпох, когда наступит новая гласность. Тогда и почешем в затылке.
В высшем образовании — родная мне тема — опять фанерный новострой собираются учинить. Вместо схемы 4+2, т.е. бакалавриат и магистратура, хотят ввести уточненную и утонченную англосаксонскую схему 2+2+2, что означает два года общего высшего образования, два года специализации, два года повышения квалификации (магистратуры). Увы нам, грешным. Опять все документы переписывать придется. Опять Эверест бумаг предстоит воздвигнуть. У нас же, как правило, реформы к бумагам сводятся.
Одно утешает: и сейчас, и в проектируемой новой схеме российская вышка все равно будет учить по грубой старинной привычной формуле «4/5», которая официально господствовала до конца нулевых. Надо будет, российский преподаватель ее в один год втиснет, но этот окоп не покинет. Ну а что время жизни отнимут своими бумажками — так нам не привыкать. Не мы ли когда-то в советских очередях его тратили. И кукиш в кармане — тоже старая привычка. Правая рука у козырька честь отдает, левая фигу крутит.
Хотя реформировать российское высшее образование необходимо. Просто слову «реформа» нужно вернуть его рабочий смысл.
А мы с коллегами на днях медосмотр прошли. Прежнее название — профосмотр. По большей части, конечно, чистая формальность, ну а что сейчас не формальность? Я не устаю другому удивляться. Опытным путем установлено, что половина медперсонала не знает ответа на слово «здравствуйте». Никакой реакции на него не обнаруживает. Первичная и вторичная знаковые системы отключены, что ли? Программный сбой какой-то? Сразу и не поймешь, что за симптом, о каком диагнозе речь… В норме человек почти гальванически реагирует на это слово, а вот поди ж: целая группа людей обладает устойчивой сопротивляемостью. Не только медики, конечно, этим отличаются, но здесь как-то уж очень не по-людски выходит. Ты же к ним за помощью пришел. Или поэтому?
Поскольку январь близок к концу, но еще не закончился, настойчивый новогодний историзм продолжает попискивать в мозгах на манер первого спутника. Как подумаешь: в свое время представить из какого-нибудь 1980-го года год 2020-й было не менее фантастично, чем сегодня из наступившего 2020-го год 2060-й, т.е., если говорить торжественно, вторую половину первого столетия третьего тысячелетия… И даже более фантастично.
Хорошо китайцам: постоянно крутится один и тот же двенадцатилетний зверинец, и думать не надо.
От РИА Биробиджан напомним, на портале открылась авторская колонка публициста, профессора Павла Толстогузова.
Справка: Павел Николаевич Толстогузов — профессор Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема, доктор филологических наук, член Общественной палаты ЕАО, член Союза журналистов РФ, председатель регионального отделения «Ассоциации преподавателей русского языка и литературы высшей школы» ЕАО и биробиджанского отделения Азиатско-Тихоокеанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Профессор, а не дали ли вы маху? Интересно, в каких таких источниках Амурская колесная дорога («Колесуха») названа «Большой»? И где ж тогда искать «Среднюю колесуху», «Малую колесуху»?!
)) Справедливо. Где-то слышал и не перепроверил.
И это все, о чем думает и что может сказать член общественной палаты?! Про шахматы, конечно, интересно, но можно бы и про конституцию… Чувствуется, долго катал-перекатывал эти два абзаца, чтоб на 282-ю чего-нибудь не ляпнуть…)))
Люблю проницательных читателей ))
В таком случае, уважаемый, что вы делаете в общественной палате?! Статью 1 Закона ЕАО N 253-ОЗ помните, нет? Или по принципу: одобрям-с, а сами кукиш в кармане держим, так что ли? Хм, так-то и мы могём! Ну, допустим, боитесь (это ж не за памятник како-нибудь Онофрейке ратовать). Но для таких случаев люди и заводят блоги! Конечно, если ваш блог сугубо для лирических зарисовок и философских рассуждений на шахматно-шашечные темы — тогда понятно. Тогда так и скажите и не касайтесь серьезных политических вопросов. (от греха подальше).
Любезный, а кто Вас заставляет мои тексты читать? Не нравится, скривитесь и отойдите в сторону. А темы я уж как-нибудь без подсказчиков себе выберу.
🙂 🙂 🙂
Развалинами Берлина удовлетворен (с).
Самоудовлетворение, говорят, даже врачи иным пациентам советуют. Так что смело практикуйте.
Судя по блогу, и вы не гнушаетесь советов докторов.
Ну-ну, не горячитесь )) Понятно, что задело за живое, так что ж теперь, стулья ломать. Другое интересно, таинственный незнакомец. Призывы к чужой смелости и столь же самоуверенные советы окружающим, как правило, издают те, кто даже свое имя в комментариях открыть боится. Таких в сети называют «гюльчатаи». Грубовато, но ведь точно, согласитесь.
И это говорит профессор! Доктор филологических наук! Но Чныррах, видимо, неистребим… Печалька.
Ну вот и настоящие руины возникли )) Каминг-аута все же не будет? Жаль. Да, Чныррах во мне неистребим, это однозначно. Спасибо за хорошее знание моей биографии. А логика во всем этом простая: если бы я таким, как Вы, был не интересен, то и не было бы этих регулярных визитов под паранджой. Что за странный способ ухаживать, ей-богу ))
Насчет «интересен» — не обольщайтесь. Была надежда, но, увы, разочаровали. Особенно юмором и фантазиями «ниже пояса» (а туда же: «Шепот, робкое дыханье, трели соловья…» :). Ведите себя достойно, и народ к вам потянется! Адью.
Постойте! Как это — «адью»?! Я так не играю. Неужели я больше не услышу взволнованных восклицаний из-под паранджи? Хнык… Или, может, в платочек другой расцветки замотаемся? )) Живу надеждой. Что-то мне подсказывает, что «мы встретимся, мы обязательно встретимся» (с).
А что ж про хорошее не написали? Сняли Медведева, Чайку и Скворцову! Разве это не то, на то что мы надеялись в новом году и даже больше?
П.с. термин еврейцы мне не нравится. Сам Бляхер же не хабаровец, а хабаровчанин. Достаточно просто «я из Биробиджана. Аа где это? А это ЕАО. » Собеседник давится, смотрит, будто у тебя рога выросли и что-нибудь говорит в меру своей воспитанности. Очень забавно.
Полагаете, новое правительство стоит надежд? Гм. А слово «еврейцы» мне тоже не нравится, но тут нужна скидка на иронию. Что касается забавных реакций на признание, что ты из Биробиджана, то у меня их тоже наберется с десяток ))
Ну, если жить по правилам дискретного мышления, то конкретно сейчас можно и порадоваться по поводу того, что сняли. Через какое-то время. возможно. придется и вновь впадать в отчаяние, но это потом.