«Товарищи! Просим срочно покинуть танцплощадку, началось наводнение!» — такое объявление уже не прозвучит в парке культуры и отдыха Биробиджана благодаря ее энергии и настойчивости — День рождения, причем, не простой, а юбилейный, а также 70-летие приезда в Еврейскую автономную область и, конечно, Международный женский день 8 Марта отмечает в первый весенний месяц ветеран учреждений культуры ЕАО Мария Павловна Задоя. Под ее руководством отсыпали защитную дамбу, по ее настоянию пересыпали протоку реки Биры, приобрели новые невиданные аттракционы. Накануне с бывшим директором ПКО, признанного в то время одним из лучших в России, встретились корреспонденты газеты «МИГ», сообщает РИА Биробиджан.
«Каждый четверг, изредка в пятницу, двери редакции «МИГа» без стука открываются и за свежим номером газеты входит наш постоянный читатель на протяжении уже долгих лет Мария Павловна Задоя. Всегда бодрая, подтянутая, улыбчивая, остроумная, энергичная, всегда готовая обсудить любую актуальную проблему, поделиться воспоминаниями, дать добрый совет с высоты своего опыта. Ну никак не дашь ей 89-ти лет! А ведь вот уже и 90 совсем скоро, поэтому мы напросились на интервью.
— Мария Павловна, поздравляем Вас с наступающим Международным женским днем 8 Марта. И извините, но первый вопрос такой – шуточный немного: Вы что, не могли на два дня раньше родиться?
— Мне этот вопрос многие задают, когда узнают, что я родилась 10 марта (смеется). Но вот так получилось у моих родителей, и я им даже благодарна. У всех в марте один женский праздник, а у меня – два. Ведь раньше времени день рождения отмечать не принято. А если серьезно, благодарна я папе Павлу Герасимовичу, заместителю директора театра в городе Ичня на Украине, и маме Анастасии Ивановне, обеспечивавшей надежный семейный тыл, за свое счастливое творческое детство. Мы ведь и жили при театре, репетиции в нашей квартире иногда проходили, а я с пяти лет на сцене. Наверняка, поэтому вся моя взрослая жизнь была в основном с культурой связана.
— О том, какие тяжелые трагические испытания пришлось пережить Вашей семье в годы Великой Отечественной войны «МИГ» уже рассказывал: отец и старший брат Михаил погибли на фронтах, под Сталинградом и Берлином, вас с мамой и сестрой, как членов семьи коммуниста, дважды пытались расстрелять фашисты, вы случайно спаслись бегством в лес, долго жили в землянке, а после войны остались без крыши над головой. Поэтому приняли решение, как тогда говорили, завербоваться в Еврейскую автономную область. Когда приехали?
— Вот и еще одна мартовская дата у меня – скоро исполнится ровно 70 лет, как я живу в ЕАО. В 1950 году мы в первый весенний месяц прибыли в Екатерино-Никольское. И меня сразу назначили библиотекарем в Дом культуры и избрали секретарем комсомольской организации всего села. Эта тяга к общественной работе тоже из детства, из школы. Учась в девятом классе, стала комсоргом. На новом месте была делегатом сначала районной, а потом и областной комсомольской конференций.
— Все так хорошо складывалось. Как же уже через четыре года Вы оказались в Биробиджане?
— Замуж вышла. За ичнинского парня, Владимира Васильевича, который, кстати, вслед за мной на Дальний Восток поехал и потом еще три года ухаживал. Он был хороший специалист, устроился на работу в строительную организацию в Биробиджане. Город нам понравился обоим, потому что он на Ичню тогда был очень похож. Мы ведь, уже став молодоженами, сначала поездили по Дальнему Востоку, выбирая место для жительства. И во Владивостоке побывали, и в Комсомольске-на-Амуре, и в Благовещенске. Нет, лучше зеленого такого, небольшого, уютного, с прямыми ровными улицами города не нашлось. И люди здесь всегда приветливые. Я очень люблю свою вторую малую Родину, хотя не все меня порой устраивает и в поведении современных биробиджанцев, и в решениях властей. Но это все преходяще, а город живет и развивается.
— Есть немалый и Ваш, Мария Павловна, вклад в развитие города. Вон Марьина роща, которую вы высаживали, будучи директором парка, до сих пор его украшает.
— Да, помню, как высаживали те березки. Снег с дождем шел, а мы внимания не обращали. Тут кто-то возьми, да и скажи, что рощу назовем Марьиной, в честь директора парка. Закрепилось название. Но в том, что парк при мне, а я руководила им десять лет, стал более современным, не только моя заслуга. Да, ходила по кабинетам, убеждала, что нужна дамба, что протоку следует пересыпать, просила выделить средства на асфальтирование дорожек, покупку аттракционов, строительство летнего кинотеатра. Убедила. Там еще и наводнение случилось, мостик снесло, люди пострадали. И все тогда поняли, что, действительно, нужны перемены. Меня услышали, оказали помощь. Повезло еще, что городом в ту пору руководил Мирон Иванович Гончарук. При нем Биробиджан три раза переходящие знамена получал, как лучший малый город РСФСР.
— Как вам нынешнее состояние парка?
— Улучшается, а то ведь после перестроечных лет страшно было в него зайти. Кинотеатр сгорел, аттракционы на металлолом сдали. Очень много сделал для восстановления парка, считаю, Артем Александрович Куликов, нынешний председатель городской Думы. Если заложенные им традиции продолжатся, все будет хорошо.
— Расскажите какую-нибудь характерную историю из своей активной общественной жизни. Вы ведь, не считая успешной комсомольской и партийной работы, профессиональной деятельности в профсоюзах области, были и народным заседателем в суде, и народным контролером.
— Многим молодым людям сейчас, наверное, будет удивительно, но в наши годы кругом был дефицит, чем пользовались торговые работники, которых мы должны были контролировать. И вот как-то звонят в народный контроль возмущенные горожане, что в магазин на ТЭЦ привезли мандарины и яблоки. Продавцы только по ящику «выбросили» в продажу, а остальное якобы утаили. Меня в том числе отправили на проверку. Приходим в подсобное помещение, но там фруктов нет. И нам говорят, что все, дескать, уже продали, показывают пустые ящики. Посмотрели, и в самом деле пустые. Потом еще внимательнее посмотрели, подвинули пустую тару, а за ней – мандарины. Очередь не зря ждала. В суде же на нас как-то подсудимый чуть не напал. Тогда ведь клеток не было. Огромный такой детина как бросился к президиуму. Хорошо милиционер вовремя среагировал. Потом после этого случая стали усиленные конвои выставлять.
— Мы не ревнуем, но сколько еще газет помимо «МИГа» Вы выписываете? И что Вам это дает?
— Когда-то в советские годы мы с мужем (В.В. Задоя скоропостижно скончался в 1993 г. — ред.) выписывали 12 изданий. Сейчас я получаю пять газет. Наверное, это уже и привычка выработалась – обязательно читать прессу. А с другой стороны, нельзя сегодня, да и в любое другое время, жить на обочине, ничем не интересуясь и ничего не зная. Вон сколько случаев мошенничества происходит. «МИГ» об этом пишет в каждом номере, а люди продолжают отдавать аферистам огромные деньги. Почему? Да потому что газет не читают. Еще я телевизор люблю смотреть, публицистические программы.
— Не в этом ли интересе к происходящему вокруг секрет вашего активного долголетия?
— Не только и не столько в этом. Мои бабушки-дедушки отличались крепким здоровьем, многие считались долгожителями. От папы мне достался по наследству хороший бесконфликтный характер, что тоже важно, на мой взгляд. Постоянную радость мне приносит общение с детьми, внуками, правнуками, а теперь еще и праправнуком Тимурчиком. Ему уже два года, очень интересный малыш. Стараюсь каждый день выходить на улицу, веду, как сейчас говорят, здоровый образ жизни.
— Что у Вас в меню?
— Утром и вечером – молочное, салат. А в обед обязательно первое блюдо, второе с мясом. Но всегда стараюсь не переедать. Во всем нужно знать меру – вот мой вам секрет.
— Спасибо, Мария Павловна, за, как всегда, интересную беседу. И еще раз с праздником!», — говорится в публикации газеты.
Фото: МАУ «МИГ» и из домашнего архива М.П. Задоя