…На встрече с руководителями Биробиджана жители одного из поселков в сердцах заявили, что мэрии и Думе «наплевать на окраину» и ее проблемы, а все только и думают, как бы побольше средств в центр города вложить…
…И вот вдруг случилось чудо, какого не видели, кажется, ни в одном другом городе России, где по-прежнему снег начинают убирать почему-то с центральных улиц, их же чаще всего и асфальтируют, благоустраивают, освещают, украшают цветами и показывают иностранцам. Да и в целом по стране что-то тоже окраины с центральными регионами никак не сравнить. Зато у нас вдруг не то чтобы органы местного самоуправления прозрели, наконец, и по собственной воле обратили должное внимание на окраину, а произошло все, скорее, как обычно. То есть люди стали возмущаться не только на собраниях и встречах. Жалобы из поселков по поводу того, что «не убирают, не ремонтируют, не дают, не пускают и не строят», а «все только в центр, в центр и в центр», неожиданно «получили ход». Сначала дошли до Москвы, потом до Страсбурга, в Европейский суд по правам человека, ну и одна на волне «санкционной войны» как-то даже в Совет Безопасности ООН проскочила, вызвав там бурю восторгов у одной недружественной делегации. Случился международный скандал, приезжало центральное телевидение. Сняли много даже и лишнего, не по теме. Например, свалки мусора, которые те же жалобщики, наверное, и создают по мере сил вместе с соседями. Мосты запечатлели опять же, разломанные вдребезги какими-то местными вандалами. Ну не из микрорайона же им. Бумагина их ломать приезжают? Впрочем, в деталях никто особо разбираться вообще не стал. В один прекрасный день пришло строгое указание: решить. Да еще и явно при этом решатели, кто документ писал, переборщили с подробностями, чего и сколько подать и предоставить поселкам. Не учли ни численность населения, ни другого прочего. Выглянули, наверное, как обычно, из столичного кабинета в окно и подумали, что все тут у нас, как у них, в Москве. Пробовали было муниципалы возражать: дескать, а как, если… Но их даже и слушать не стали. Сделали «страшные глаза», показали пальцем наверх, и все всем сразу стало понятно.
И только было начало расцветать на Богом забытых окраинах, только было пошли, к примеру, через 15 минут, как сверху предписали, рейсовые автобусы в многострадальные, допреж старательно объезжаемые стороной поселки, как вновь там оказались недовольные. Нет, до центра теперь можно было доехать ничего и даже с невиданным комфортом. Шутка ли, один, а если повезет (кондуктору), то два пассажира во всем салоне, хотя еще совсем недавно ведь давились и на головах друг у друга сидели.
Но по городу, кому куда вдруг понадобится, уже стало передвигаться значительно сложнее. Потому что почти весь транспорт со страху бросили на окраины, а другого-то и нет. Об этом, кстати, что «нет другого», и хотели сказать в свое оправдание в городской управе, когда им доводили решение по жалобам. Да кто их слушал?
На остановках, которые не окраинные, стали собираться толпы народа, как в советские годы, когда автобусы на перевозку шефов снимали. Вновь приходилось подолгу ждать 16-го, двойки, 21-го. И жителям поселков, которые каждый день выезжали в центр на работу, учебу, подлечиться или еще по какой надобности, неуютно было среди этих рассерженных людей находиться, так как могли и высказать неприятные слова, упрекнуть в «перетягивании одеяла». Хорошо еще, что в драку не лезли, а только как бы обижались. Биробиджанцы – народ в своей основе все-таки добрый.
Но и он разозлился после сильного снегопада. Оно и раньше-то не шибко успевали даже и центральные улицы расчищать от сугробов. Теперь же, следуя указаниям, направили всю технику сначала в поселки. Вот тут и наступил полный транспортный коллапс. Автобусы с автовокзала, да что там, из гаражей выехать не смогли. И ходили поселковые граждане по своим вычищенным улицам пешком, передвигаясь от избы к избе, а в центр ходить уже и не рисковали. Там стало и не пройти, и не проехать. Нет, ну потом-то, конечно, расчистили и его, когда очередь дошла, а кое-что и само успело к тому времени растаять.
С асфальтированием тоже еще тот казус вышел. Оказалось, что если строить улицу, как положено по стандартам и СНИПам, с тротуарами или хотя бы кюветами, с клумбами и освещением, что из Москвы провидели и строго-настрого указали, то многим хозяевам, занявшим придорожные участки земли, надо будет ограды на метр-два-три-четыре-пять отодвигать. А там же уже и посажено, и построено, и под то у некоторых кредиты взяты. Тут уже между поселковыми началась распря: «А тебе нужна была эта дорога?» — «А разве не ты жаловался?».
Со свалками над жалобщиками вообще, кажется, поиздевались, чтобы больше неповадно было им жалобы в ООН и Страсбург сочинять. Такой террор устроили, что мешка за околицу, как прежде бывало, не вынесешь, не говоря уже о двух-трех мешках, что всегда было принято по умолчанию. Тут же из-за куста муниципальные служащие выскочат и настрочат протокол. Да такие злые все, потому что их ночевать в засадах заставляют. А размер штрафа подняли до 10 тысяч. Мама не горюй. Но ввели альтернативу – поставили контейнерные площадки, как в центре, куда, кстати, многие уже наладились по-тихому отвозить пакеты, и обязали каждый двор платить за их содержание по экономически обоснованному тарифу. Не штраф, конечно, но тоже новая трата. А не платить стало невозможно. Сразу наезжают приставы, все описывают, да еще могут на 15 суток арестовать.
Но одного «строгого указания» местные власти не выполнили, так как выполнить по определению не могли – ничего не построили. Строить-то надо было как раз на средства из федерального бюджета, вроде как обещанные и для того бюджета копеечные. Но Москва ничего так и не прислала. Посчитала, возможно, что для вечно обделяемой окраины на первый раз вполне достаточно «того хорошего и доброго, что для нее уже сделали». Или просто элементарно финансов не хватило на все расходные статьи, как это и в Биробиджане, между прочим, тоже случается, и в семьях. И приходится тогда всем выискивать свои «забытые окраины», чтобы хоть как-то свести концы с концами.
…Да, а с поселками вскоре все само собой утряслось. Выручила старая российская традиция – спускать проблемы на тормозах. Как только первый раж у начальства прошел, давление ослабло, так автобусы вернулись к прежнему расписанию. Жаловаться на это уже почему- то никто не стал…
Владимир Иващенко