Не констатировать факты, а формулировать проблемы и предлагать решения – такую задачу поставили модераторы участникам стратегической сессии по теме «Развитие сферы образования». Стратсессия прошла накануне в Биробиджане в рамках формирования программы «Территория развития». В общественной дискуссии приняли участие представители региональной власти, педагогического сообщества от дополнительного до высшего образования, депутаты Законодательного собрания ЕАО и муниципалитетов.
«Прошедший год показал, что система образования региона способна противостоять вызовам, которые ей предъявляет жизнь, — обратился к собравшимся заместитель председателя правительства ЕАО Валерий Жуков. – Мы повсеместно вводили новые дистанционные методы обучения, и, как показали результаты обучения наших детей, подведение учебных итогов года было весьма успешным. Я уверен, что у вас есть идеи, которые вы сегодня озвучите, мы зафиксируем и пополним нашу программу».
Участникам предстояло проанализировать существующие в сфере образования проблемы, правильно их сформулировать и предложить свое видение решения этих проблем. Первой озвучила волнующую ее проблему директор Лицея №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом Лилия Комиссаренко. «Чем выше результат ЕГЭ у нашего выпускника общеобразовательной школы, — сказала Лилия Вольфовна. — Тем больше вероятность, что этот выпускник будет поступать в вуз за пределами области и не вернется назад. Давайте подумаем, как сделать так, чтобы высокий результат ЕГЭ был условием того, что мы получим квалифицированного специалиста».
Ректор Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема Наталья Баженова уверена, что образование – это ядро развития любой территории, без образования развитие территории немыслимо. «Грамотно выстроенный образовательный кластер, — сказала Наталья Баженова. — Позволяет с одной стороны развивать человеческий капитал, сохранять его, а с другой стороны получать кадры на территорию».
Генерить предложения в программу участникам предстояло в тематических группах, их было четыре: ЕГЭ и целеполагание выпускников; Материально-техническая база образовательных организаций; Оплата труда; Подготовка и переподготовка педагогических кадров разных уровней системы образования.
Два представителя системы дополнительного образования – Инна Николенко, директор детской музыкальной школы с. Ленинское и Татьяна Алтухова, директор детской школы искусств пос. Смидович работали в группе «Подготовка и переподготовка педагогических кадров разных уровней системы образования». Обе руководительницы испытывают проблему нехватки кадров. «К сожалению, существующая система оплаты труда не дает нам возможности принимать на работу специалистов – ставки маленькие, и молодые преподаватели просто не идут, — рассказала Инна Николенко. — Нужно пересматривать оплату труда в системе дополнительного образования, а то у нас сейчас преподаватели работают на две-три ставки, чтобы обеспечить себе более-менее достойное проживание». «У нас в школе, к сожалению, работает только духовое направление, — поделилась Татьяна Алтухова. — Возможности школы таковы, что мы можем преподавать и вокал, и фортепьяно, и народные инструменты – есть база, но нет преподавателей. И мы не можем привлечь молодых специалистов из-за малого финансирования».
«Сегодня нужно пересматривать вопрос статуса и престижа профессии учителя, — уверен депутат Законодательного собрания ЕАО, преподаватель Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема Андрей Голубь. – Современный учитель должен быть высокопрофессиональным, эрудированным, коммуникативным – учителем с большой буквы, и получать достойную заработную плату».
В качестве предложений в программу участники стратсессии озвучили необходимость создания Центра целевого обучения, который будет анализировать потребности экономики региона в кадрах, взаимодействовать с работодателями, с вузами и направлять на обучение востребованных специалистов. Нужно создать коммуникационную площадку для молодых педагогов из разных учреждений для обмена опытом, помощи, дополнительной методической подготовки. А также изменить законодательство и сделать возможным совместное использование инфраструктурных и цифровых ресурсов образовательных организаций разных уровней подчинения.
«Сегодня у нас жаркая дискуссия, — подвел итог стратегической сессии депутат Государственной Думы Александр Петров. — Как никогда много интересантов: представители сферы образования разных уровней — дошкольного, общего, высшего, дополнительного — это значит, что сегодня мы обсуждаем еще одну важную тему. Я объезжаю наши районы, села и поселки и вижу, конечно, проблем много. Но, знаете, что сохранилось? Те коллективы учителей, которые воспитывают наших детей. Вот им хочется сказать «спасибо».