Результаты первого квартала — сигнальный маркер тенденций, которые будут наблюдаться до конца финансового года (12+). Их анализ позволяет скорректировать тактику финансовой политики, чтобы добиться наилучших показателей. Об итогах работы Дальневосточного Сбербанка с EastRussia поделился управляющий директор, директор Центра продаж корпоративным клиентам Дальневосточного Сбербанка Дмитрий Важенин.
— Дмитрий, каким выдался первый квартал 2022-го года?
— Первый квартал 2022 года был достаточно непростым, особенно его вторая половина. Финансовая система испытала массу внешних вызовов: мы фиксировали кратковременный отток средств, нестабильность валютных курсов и как следствие — повышение ключевой ставки до 20%. Весь март мы работали в круглосуточном режиме, чтобы ответить на все эти вызовы. Сегодня можем с уверенностью сказать, что ситуация управляемая, ушла нервозность, адаптация к новым экономическим условиям прошла успешно.
— Государство отреагировало на обострение ситуации расширением пакета мер поддержки. Какие из них наиболее востребованы крупным бизнесом?
— Да, безусловно, меры государственной поддержки вызывают серьезный интерес со стороны клиентов. Уже можно сказать, что на сегодня наиболее востребованной мерой поддержки для крупных клиентов является программа кредитования системообразующих компаний от четырех профильных министерств: Минтранса, Минпромторга, Минэнерго и Минсельхоза. Дальневосточный банк уже предоставил своим клиентам по этим программам лимитов на 18,5 млрд рублей. Заявки еще на 19 млрд. рублей находятся у нас на рассмотрении. Для среднего бизнеса подходит программа государственной поддержки 15%, по ней уже одобрено лимитов на 2,1 млрд рублей.
— Предприятия какой отрасли наиболее активно участвуют в программах господдержки для бизнеса?
— Основные объемы государственной поддержки в Дальневосточном Сбербанке получили предприятия горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, а также торговли.
— Изменились ли условия по кредитам для корпоративных клиентов? На какие продукты предпринимателям стоит обратить отдельное внимание?
— Сейчас Банк работает по всему перечню продуктов – это и кредитование, и расчетно-кассовые операции, и нефинансовые сервисы. Разумеется, есть некоторые сложности, но вместе с клиентами мы ведем работу, направленную на минимизацию рисков.
Не стоит забывать о хеджирующих инструментах, которые защищают от роста ключевой ставки на периоде кредитования и позволяют клиентам участвовать в снижении ключевой ставки, при этом они защищены от резкого роста ключевой ставки вверх. Эти решения очень хорошо себя показали в течение последних месяцев.
— Как показали себя сервисы Сбера по цифровизации бизнеса в нынешней обстановке?
В первую очередь стоить выделить облачные решения для бизнеса от SberCloud, кибербезопасность от Bi.Zone – они проявили себя наилучшим образом особенно в период участившихся хакерских атак на порталы российского бизнеса. Зарекомендовала себя и система поддержки принятий решений на основании больших данных от СберАналитики, аутсорсинг бухгалтерии, кадрового, налогового учета от СберРешений. Кроме этого наши клиенты оценили поставку и внедрение отечественного оборудования и программного обеспечения от СберКоруса и, конечно, решения для вывода бизнеса в ecom от inSales.
Отдельно хочу заострить внимание предпринимателей на постановлении правительства № 1598. Оно направлено на льготное кредитование проектов по цифровизации бизнеса на основе российских решений в сфере IT. Эта программа позволяет получить бизнесу льготные кредиты по ставке до 5 % на 10 лет и суммой от 5 млн до 5 млрд рублей, ключевое условие – доля отечественных решений в смете проекта выше 70 %.
— Как распределяется крупный бизнес на Дальнем Востоке, если смотреть не на административные регионы, а на преобладающие сегменты бизнеса? Например, Амурская область – агрорегион. А остальные?
Безусловно, у каждого региона есть своя основная специализация, и мы учитываем это в работе банка, так как наши решения и продукты должны быть адаптированы к каждой отрасли.
Если подойти к вопросу укрупненно, то в Амурской области это, конечно же, агропромышленный комплекс и золотодобыча. Еврейская автономная область – торговля, Хабаровский край – энергетика, промышленность и торговля. Приморье – жилищное строительство, транспорт, рыбная отрасль, аграрный сектор и торговля. Сахалин, безусловно, добыча нефти и газа, рыбная отрасль и строительство, на Камчатке традиционно развита рыбная отрасль, в Магаданской области – золотодобыча, на Чукотке – транспорт и золотодобыча.
— Будет ли Сбер работать по новой программе льготного кредитования для приоритетных проектов на Дальнем Востоке и Арктики, заявки на участие в которой собирает сейчас Минвостокразвития? Какие условия предполагается предоставить предпринимателям?
— Мы максимально заинтересованы в интеграции в данную программу. Ключевые условия для участия в ней – это сумма инвестиционного проекта от одного млрд рублей. Размер субсидии равен половине ключевой ставки Центробанка плюс 2 %. Субсидируются первые 12 месяцев кредитования и существует требование по объемам созданных рабочих мест, которое зависит от отрасли проекта. Финальные условия по программе мы узнаем несколько позже, когда будет опубликован итоговый документ и сразу же начнем прием заявок по программе, уже есть ряд проектов, которые, по нашему мнению, имеют хорошие шансы на попадание в эту программу субсидирования.
В настоящий момент активно меняются логистические маршруты и Дальний восток в этом процессе занимается основополагающее место, поэтому стоит ждать большого количества инвестиционных проектов в сфере транспорта, логистики, услуг хранения и перевалки грузов.
Услугу оказывает ПАО Сбербанк