Екатерина Михайловна Долгорукова (14 ноября 1847 года — 15 февраля 1922 года) вошла в историю как последняя фаворитка, которая была у российского престола, – вместе с ней ушла романтическая эпоха фаворитизма в Российской империи (12+). Император Александр II увлекся юной Екатериной в то время, когда был уже прочно связан семейными узами. В семье императора не все было гладко на тот момент: императрица Мария серьезно подорвала здоровье частыми родами и не могла в полной мере уделять внимание мужу, а пылкое сердце Александра жаждало чувств, сообщает корр. РИА Биробиджан со ссылкой на канал Яндекс.Дзен.
«Вопреки всем принятым в обществе устоям, с 1866 года завязался бурный роман между 48-летним императором и совсем юной, 19-летней княгиней. Вскоре окружающим стало очевидно, что это не простая интрижка, на которую не стоит обращать внимания: у императора фактически сложилась вторая семья, что напрямую угрожало дальнейшей судьбе трона.
Екатерина родила Александру четырех детей: Георгия (1872 года рождения), Ольгу (1873 года рождения), Бориса (1876 года, вскоре после рождения умер) и Екатерину (1878 года рождения).
При всем этом во дворце подрастал официальный наследник Российского престола – цесаревич Александр (будущий император Александр III).
Императрица Мария Александровна прекрасно понимала, что давно стала чужой для мужа, несмотря на то, что все формальные знаки внимания он продолжал оказывать и ей, и детям.
Но она не роптала на судьбу, не закатывала скандалов, а тихо ушла в сторону, смиренно приняв свою участь. Но другие члены семьи, и особенно наследник, не желали мириться с поведением отца и настаивали на том, чтобы княгиня была выслана за пределы России.
Под давлением близких император был вынужден пойти на расставание с возлюбленной и отправил ее в Неаполь.
Бывая по долгу службы в Париже, Александр не упускал ни малейшего случая встретиться с Екатериной. Когда императрица Мария совсем ослабела и уже не вставала с постели, Александр пошел на вопиющий для общества шаг: он привез Екатерину с детьми из-за границы и поселил их в Зимнем дворце, вместе с остальными членами императорской семьи.
Они жили, как самая обычная семья, – с совместными завтраками, прогулками, общими радостями и горестями. Двор же разделился на два противоборствующих лагеря: сторонников императрицы Марии и сторонников княгини Долгоруковой.
Ситуация еще более обострилась, когда в 1880 году, 22 мая, императрица Мария скончалась, а уже 6 июля Александр обвенчался с Екатериной.
Брак их был провозглашен морганатическим, т.е. Екатерина и ее дети не получали никаких прав на престол, она не могла называться императрицей.
Своим высочайшим указом Александр II наделил ее титулом светлейшей княгини и дал фамилию Юрьевская, дети также были узаконены, по документам были оформлены как Юрьевские с момента рождения.
На счет Юрьевской в государственном банке была положена огромна по тем временам сумма – 3 млн рублей золотом. Император понимал, что объявленная на него террористами охота могла привести к смертельному исходу в любой момент, поэтому позаботился о том, чтобы княгиня с детьми ни в чем не нуждались.
Опасения императора сбылись – 1 марта 1881 года брошенная террористом бомба настигла свою цель…
Александр II скончался, и жизнь княгини Юрьевской переменилась. Новый император Александр III по понятным причинам не испытывал симпатии к княгине, но открытой вражды все же не проявлял.
Он исполнил волю отца – выкупил особняк княгини в Петербурге – Малый Мраморный дворец, а также назначил ей пожизненное содержание в сто тысяч рублей. Екатерина устроила в своем дворце музей памяти императора-освободителя Александра II.
Российское общество холодно относилось к Юрьевским, и они в основном проживали во Франции, благо финансовое положение позволяло им ни в чем себе не отказывать. И все же княгиня некоторое время лелеяла надежды вернуться в Петербург насовсем, устраивать, как прежде, официальные приемы и балы.
На это, по воспоминаниям одного очевидца, император Александр III однажды холодно заметил, что на ее месте следовало бы уйти в монастырь, а не вести светскую жизнь.
После этого инцидента больше вопрос о возвращении Юрьевских в Россию не поднимался. В 1922 году княгиня скончалась, было ей 75 лет. Ее похоронили на Русском кладбище в Ницце», — говорится в статье.
Фото со страницы Яндекс.Дзен