В год педагога и наставника на всех уровнях правомерно актуализировано наставничество и его роль в сфере образования. 16 февраля 2023 в онлайн-формате в Общественной палате РФ состоялось общественное обсуждение темы «Школьный климат как основа системы профилактики и воспитания в образовательной организации». В палате обсудили критерии формирования школьного климата, вариации управленческих решений необходимых для создания психологической безопасности детей и педагогов и способы преодоления проблем образования и воспитания при кадровом дефиците, сообщила корр. РИА Биробиджан доцент ИРО ЕАО Татьяна Файн.
Наталья Кравченко напомнила о том, что вопрос школьного климата важен для развития личности ребенка и его самореализации, обретения психологической устойчивости в стремительно меняющемся мире.
Член ОП РФ отметила ключевые факторы, влияющие на школьный климат:
Взаимоотношения педагогов и детей;
Общая стратегия коммуникаций школьного сообщества;
Организация и дизайн школьной среды.
Участники встречи отметили необходимость подключения родительского сообщества к формированию школьного климата и также предложили ряд мер по обеспечению психологической безопасности образовательной среды.
В общественном обсуждении школьного климата принимала участие Т. А. Файн — к.п.н. доцент ИРО ЕАО, член общественной палаты ЕАО, которая выступала по теме «Актуализация наставничества и его роли в воспитательно-образовательном пространстве образовательной организации». Татьяна Анатольевна обратила внимание всех участников дискуссии о необходимости общественно-государственной интеграции наставничества, что позволит привлечь к наставничеству специалистов из иных, кроме образования, сфер. При этом Файн Т. А. рекомендовала Общественной палате РФ рассмотреть вопрос о возможностях нормативно-правового регулирования деятельности коллективных наставников (учреждений, организаций, предприятий) и внесения соответствующих поправок и дополнений в федеральные нормативно-правовые акты. Выступление Файн Т. А. на дискуссии в Общественной палате РФ стало важным содержательным дополнением обсуждаемого вопроса и краткой презентацией опыта Еврейской автономной области по реализации региональной модели общественно-государственной интеграции наставничества, некоторые итоги которой будут представлены в октябре 2023 года на Областном общественно-государственном форуме «Еврейская автономная область — территория наставничества».
К Еврейской автономной области внимание было обращено и в Госдуме РФ, на круглом столе «Наставничество как элемент государственной политики в сфере образования», который состоялся 17.02.2023 года, где Файн Т. А. раскрывала «Опыт организации и реализации модели наставничества в Еврейской автономной области». Особым вниманием участников круглого стола были встречены конкретные предложения от Файн Т. А. в итоговый документ, в том числе:
1.На федеральном уровне в целях создания для субъектов РФ равных финансовых возможностей и выравнивания стартовой финансовой обеспеченности предусмотреть целевое федеральное финансирование (отдельным Указом Президента или Постановлением Правительства РФ) по материальному стимулированию педагогов-наставников.
- Обеспечить через Указ Президента включение региональных учреждений повышения квалификации с целевой финансовой и материально-технической поддержкой в перечень приоритетных образовательных организаций, осуществляющих функции лидеров в развитии образования в целом и педагогического наставничества, в том числе.
3.Рассмотреть возможность нормативно-правового регулирования деятельности коллективных наставников (учреждений, организаций, предприятий) с внесением соответствующих поправок и дополнений в федеральные НПА.
Обсуждение и ретрансляция проблематики наставничества в лице Файн Т. А. продолжилась 17.02.2023 года на Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии». В формате ТЕЛЕМОСТА «Региональные модели научно-методической поддержки наставничества» Татьяна Анатольевна представила научный доклад «Методической патронаж наставничества: возможности и социально-педагогические эффекты», в котором методический патронаж наставничества описывается как инструмент (ресурс) совершенствования научно-методического сопровождения практической реализации наставничества педагогических работников в реальной педагогической практике для повышения эффективности и результативности наставничества в целом, а также как способ смягчения (уменьшения) формализации при организации и реализации наставничества педагогических работников. Т. А. Файн рекомендовала в своём докладе в настоящее каждой образовательной организации максимально использовать внутрисистемные ресурсы для активного запуска методического патронажа в практическую деятельность в целях обеспечения высокого качества на всех уровнях образования, но для этого требуется ввести методический патронаж в научно-методический оборот и образовательную практику на общероссийском уровне.
Этими событиями и участием в них Т. А. Файн подтверждена плодотворная деятельность региональной сферы образования по внедрению и реализации наставничества в сфере образования, для дальнейшего развития которого Год педагога и наставничества представляет огромные возможности через многие события, которые организует ИРО ЕАО и Педассоциация ЕАО при поддержке Общественной палаты ЕАО, которые благодарят регионального координатора наставничества и воспитания в ЕАО Файн Т. А. за активную профессионально-педагогическую позицию и представление опыта нашим коллегам на федеральном уровне.