Себя я помню по первому двору, который ассоциируется у меня с понятием, раннее детство. Это был центр Биробиджана, сразу по выходу из железнодорожного вокзала в город. Улица называлась Октябрьской, дом наш был двухэтажный трех подъездный деревянный барак, как сегодня говорят. Напротив располагался телеграф. До сих пор, помню многих соседей взрослых и детей. Моя мама 1927г. рождения, эвакуировалась с братом Ильёй и бабушкой из Виницы т.е. просто бежали. Их, отец Иосиф, подвез их на конной повозке на вокзал, посадил в поезд и отправил, а сам остался. Больше его никто не видел. Они, просто бежали т.к. через пару часов, в Виницу вошли фашисты. Немцы летали низко, и с земли им отчётливо было видно, как немецкие лётчики, смеялись и жестикулировали. Иногда они бомбили, но чаще бросали пустые бочки, которые падая, визжали и люди падали на землю, что было для немцев развлечением. Сперва, они прибыли , в какую — то станицу, рядом с Ростовом. Станица была зажиточная и дети, играя, пуляли друг в друга с крыш сырыми куриными яйцами. Женщина, у которой они остановились, их очень хорошо приняла. Кормила на убой. Варила в двух ведерной кастрюле борщ из целого гуся, говоря, что канонада с каждым днем приближается. Всё равно все пропадет, поэтому Аннушка, обращалась она к бабушке — я тебе заготовлю провизию на дорогу и нам всем нужно во время бежать отсюда ещё дальше на восток т.к. в нашей станице народ плохой. У меня сыновья в армии офицеры, они меня, как и вас евреев, любят одинаково. Всех выдадут, они ведь советскую власть, ненавидят черной злобой. И мама с бабушкой и Ильей, поехали дальше на Восток. Ответственные за эвакуацию граждан, направили их, в какое то отдаленное село. Когда поезд остановился, на каком — то перегоне, им сказали, сойти их будут встречать т.к. они предупреждены по телефону. На этом, полу перегон полу полустанок, стояла группа крестьян. Старшим был, на деревянной ноге пожилой мужчина, пацаны , любопытно, шнырявшие, среди встречающих, спрашивали у председателя колхоза с деревянной ногой, называя его по имени отчеству и добавляя — А где, как Вы говорили, эти самые евреи? Он, цыкнул, на них, и они замолчали. В деревни, все мужики были на фронте. Им дали домик, пустовавший, на краю села. Сразу дали работу. Маме было 14 лет, а Илье 12. Еврейским детям из города дали работу пастухов. Илья, был мальчиком , о которых, говорят — Кому война, а кому мать родна. Учась в Винице, он мог держать голубей в парте во время уроков и выпустив незаметно, сорвать урок. Он ничего не боялся и радовался, что он как взрослый сможет зарабатывать семье на жизнь в это тяжёлое время. Волки, сразу увидели, что со стадом не взрослые. И опытная волчица учила волчат, на глазах у ошарашенных недавних горожан – подростков, по сути — еврейских детей, средь бело дня, как надо дурить мелкий скот, шебурша перед глупыми овцами в кустах, куда сразу, из – за любопытства сунулась овца, и мама с братом увидели, эту прозу, пастушьей жизни. Стадо было смешанное: коровы и овцы с козами, лошади. Волки сразу утащили овцу и мама со слезами возвращалась в деревню. Сельчане их успокаивали и говорили, что такое случается порой. Каждый двор, чья скотина паслась в общем стаде, давали, что то из продуктов им для пропитания. В этом смешанном стаде, была комолая корова. У неё не было рогов, но она была агрессивна к волкам на выгоне и к собакам в деревне. Когда стадо спокойно паслось, она всё принюхивалась и присматривалась к местности. И если. что то её тревожило, то она, как одержимая, неслась в сторону опасности, опустив к земле безрогую голову. У этой боевой коровы, была крепкая дружба с одной овечкой. Однажды, волк подкравшись не заметно, схватил эту овечку и комолая, как озверевший бык, бросилась в чащу за похитителем её подружки. Её потом долго искали, но она пропала навсегда.
Илья, где то раздобыл, настоящую пастушью палку-посох со свинцовым набалдашником на конце. Вернее, ему, эту палку дал председатель, сказав, что она не только для самообороны, но и при случае, ею можно убить волка, если до него дотянуться и ударить волка, этим свинцовым набалдашником по голове. И один раз, Илья, обнаглевшего волка, который просто на глазах выскочил и схватил ягненка, не успел увернуться, как Илья ударил его свинцовой палкой, промеж глаз и волк, как говорила мне мама, сразу издох, и даже слегка обделался. Они радостные вернулись в село и рассказали о этом сельчанам. Председатель сказал, что за убитого волка можно получить деньги, но нужно, предоставить, доказательство, или ухо волка или показание 3 свидетелей. Парни, сбегали с ним, и ухо вместе с самим волком притащили в деревню, и председатель письменно подтвердил, составив документ и отправил в район. После этого, Илья стал пользоваться в селе уважением. Однажды зимой, через их село, стоящее на полустанке, остановился воинский эшелон, шедший на фронт. Старший офицер, оставил в селе несколько крепких диких сырых не объезженных жеребцов, взятых прямо из табуна, обменяв их на несколько обычных объезженных кляч. Проблема, сказал председатель, вроде мы в выигрыше. Их кони, не чета, нашим доходягам. Кто будет их приучать к саням, и к телеге, а верхом? И Илья, совершил ещё один поступок, что вся деревня говорила, — мужик растет. Самый норовистый конь, был запряжён в сани, и никто не желал испытывать судьбу. А как приказать, если это не армия и.т.д. И тут Илья, незаметно подкрался и тихо, отвязав его, запрыгнул в сани, огрел его кнутом и конь понесся по направлению к лесу и исчез в дали. Зимою, рано смеркается, прошло несколько часов, все ожидавшие, успокаивали бабушку и маму, которые плакали, ведь они могли, запросто погибнуть т.к. оба, и всадник, и не покорный пленник степных просторов, имели одинаковый опыт и навык хозяйственного общения. Вдруг, самый зоркий крикнул — Едут! И все увидели в дали, выезжающую из, чернеющего на горизонте подлеска, замордованную лошадь, которая уставшая и покорная, шла обычным шагом и Илью, сидевшего по взрослому, как бы безразлично в санях, держа в одной руке вожжи в другой кнут.
К концу войны, они стали собираться реэвакуироваться т.е. готовиться вернуться в родной город Виница, где у них была их квартира по улице Коцубинского. Все сельские, их уговаривали остаться в селе навсегда, как они говорили – Мы к вам привыкли, вы уже, как наши. А председатель, постукивая своей палкой по самодельной деревяшке вместо протеза, говорил бабушке: — Смотри Аннушка, здесь ты с детьми, уже своя, наши вас, признали. А там, враг прошёл и всё разорено и всё такое… Илья, сын твой, его наши, уже уважают и смотрят как на старшого. Быть ему председателем и лучшая девка будет его, уже сейчас вижу, заглядываются. Деревне нужен тот, кто ради дела, — а о себе потом, как тогда вышло с конём зимой то. А волка, ,,опохмелить» палкой навсегда. Да взрослые мужики, иногда с дробовиком и полные штаны а тут малец и на тебе, и не он, а волк обмарался. Я читывал, ваш народ, народ божий. Он и не такое мог отчебучить, как Самсон в пустыне, голыми руками льву аппетит испортил, пасть на портянки пустил. И дочь твоя Полинка , я попросил её документы с района посмотреть и отписать им, если требуется. Так она сразу разобралась и нашла, вот глаз то меткий, что нам, не додавали всегда по малости, но всегда. Я её попросил, под мою диктовку, отписать им ответ. Так он увидели её почерк, как в газете буква к букве и звонят и говорят, кто это у вас такой грамотный, оставайтесь, Аннушка…
Но они уехали домой. Власти, не способствовали тем, кто возвращается самостоятельно в освобожденные места, без разрешения администрации и не помогали им возвращении ни чем.
Когда они приехали в свой родной город, отца и мужа т.е. Иосифа, они не нашли, поэтому деда, я не видел ни разу, даже на фотографии, которых не было.
Атмосфера в Виннице была не как до войны, все более напряжённые, держаться кучками по национальному признаку. Квартира их, оказалась кем то занятой и они пошли в обл. исполком, чтоб разобраться , как да что. Их встретили представители власти, как и положено, на Украине, где евреев в период ВОВ, были уничтожены, чуть ли не на 100%, чаще, самими украинцами. Им сказали просто и откровенно без прикрас: — Так вас жидов, что блядь, всех не поубивало в эвакуации? Убирайтесь отсюда, чтоб духа вашего жидовского больше здесь ни когда не было! И они уехали в Биробиджан в послевоенном эшелоне еврейских переселенцев за многие тысячи километров на восток, доказать малярийным туманам, что Биробиджан — это и их родина тоже.
( продолжение следует )