Сегодня вступают в силу изменения в федеральный закон «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», разработанные правительством Российской Федерации. Общественные наблюдательные комиссии, а таковая есть и в Еврейской автономной области, теперь смогут работать в местах принудительных работ, но теряют возможность получать финансирование из бюджетов органов власти и самоуправления, сообщает РИА Биробиджан со ссылкой на сайт «Парламентской газеты».
Согласно изменениям, комиссии, наблюдающие за правами заключенных, смогут работать в новых для них местах. А список организаций, которые имеют право направлять своих представителей в ОНК, станет шире. При этом органы власти лишаются финансовых механизмов влияния на работу наблюдателей.
Больше гарантий
По новым нормам общественные наблюдательные комиссии получат деньги только из бюджетов общественных палат регионов. Раньше органы государственной власти субъектов и местного самоуправления могли оказывать комиссиям финансовую поддержку, теперь эта возможность для них исключена.
В законе закрепили, что работать наблюдатели будут независимо от органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций. Запрещено вмешиваться в деятельность наблюдателей политическим партиям, международным и иностранным организациям.
Войти в ОНК смогут не только представители общественных объединений, как раньше, но и кандидаты из правозащитных ассоциаций, союзов, фондов и автономных некоммерческих организаций.
Список мест, где работают комиссии, дополнили — теперь они смогут посещать центры, куда осужденных направляют на принудительные работы.
Минимальный срок работы в правозащитной сфере для организаций, имеющих право выдвигать кандидатуры в состав ОНК, сокращен с пяти до трех лет. Также закон продлевает максимальный срок принятия решения об одобрении кандидатур с 80 до 95 дней, а срок выдвижения кандидатов — с 60 до 120 дней.
Новые нормы дают больше гарантий независимости ОНК от региональной власти и органов местного самоуправления.
На что жалуются
Российские осужденные чаще всего жалуются на ненадлежащие условия содержания, а обвиняемые и подозреваемые — на переполненные СИЗО и неоказание своевременной медпомощи. Об этом омбудсмен Татьяна Москалькова сообщила в Госдуме 17 мая, представляя доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в России за прошедший год. По ее словам, все эти вопросы на контроле у министра юстиции и руководства ФСИН и все они получают разрешение.
Зато от осужденных стало меньше жалоб на пытки. «Был принят долгожданный закон, устанавливающий уголовную ответственность за пытки, в разработке которого мы с представителями правозащитного сообщества принимали непосредственное участие. И уже сейчас отмечаем, что с его принятием снизилось количество фактов применения незаконных методов воздействия на обвиняемых и осужденных», — отмечала омбудсмен.
Предупреждать не надо
В апреле ФСИН подготовила проект приказа, по которому члены ОНК обязаны за 48 часов предупреждать о своем намерении посетить СИЗО или колонию. Предполагалось, что комиссия будет уведомлять региональный орган ФСИН, а при посещении учреждения центрального подчинения — главный орган. Позже ведомство пункт об обязательном предупреждении из проекта удалило.
Общественные наблюдательные комиссии создали в 2008 году. Представители ОНК принимают жалобы и по результатам проверки готовят свои предложения. По Закону «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания» членом комиссии может быть россиянин не моложе 25 лет, имеющий опыт работы в области защиты прав людей. Работают ОНК на общественных началах, а кандидатуры утверждает Совет Общественной палаты. Всего, по данным Минюста, в России около 1,5 тысячи общественных наблюдателей.
Фото: пресс-служба УФСИН России по ЕАО.