25 мая в здании областного правительства состоялся круглый стол-семинар, на котором обсуждались актуальные вопросы капитального ремонта. В числе приглашенных были представители муниципальных образований, управляющих компаний, ТСЖ, территориальных общественных самоуправлений, уполномоченные по домам, перешедшим на спецсчета и другие заинтересованные представители собственников помещений в многоквартирных домах города Биробиджана.
Своеобразный формат мероприятия — круглый стол-семинар – объясняется составом участников. В числе державших слово докладчиков, помимо сотрудников Фонда были заместитель начальника управления ЖКХ и энергетики правительства ЕАО Ольга Макеева и заместитель председателя комитета социальной защиты населения правительства ЕАО – начальник отдела социальных выплат и контроля Анна Саломатова.
Мероприятие было организовано Региональным оператором в целях информационного взаимодействия со всеми участниками, задействованными в реализации программы капитального ремонта.
Одним из острейших вопросов, поднятых в приветственном слове директора Фонда Антона Войтенко и красной нитью обозначенных практически в каждом выступлении, является недопонимание со стороны органов местного самоуправления механизма программы капитального ремонта и значимости собственной роли в нём.
Фонд направил приглашения на круглый стол главам всех муниципальных образований области, однако, главы многих муниципалитетов, не смотря на обилие острых, требующих обсуждения и решения вопросов, не сочли необходимым обсуждать проблематику капитального ремонта и проигнорировали приглашение.
Зачастую должностные лица муниципалитетов либо вовсе не изучают, либо не понимают нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы капитального ремонта, не знают о порядке формирования регионального и муниципальных планов капитального ремонта. Не имеют представления о возможности и порядке реализации изменения сроков осуществления и видов работ по капремонту.
О формировании краткосрочного плана по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в нашей области подробно рассказала начальник производственно-технического отдела Фонда Ольга Бунькова.
Все решения относительно очередности капремонта и видов работ принимаются областным правительством на основании данных, переданных из каждого муниципального образования.
Органы местного самоуправления – администрации городских, сельских поселений и города Биробиджан – основное звено в цепочке формирования плана проведения капитального ремонта.
Региональная программа проведения капитального ремонта формируется на 30 лет. Не реже 1 раза в год эта программа проходит актуализацию – обновление, осуществляемое благодаря новым, уточненным сведениям, поступающим от муниципальных образований. Именно с этой целью, на основании муниципальных краткосрочных планов, правительством формируются региональные краткосрочные планы реализации программы проведения капитального ремонта.
«Включение многоквартирных домов в краткосрочный муниципальный план реализации региональной программы принимается на основании решений комиссий, сформированных именно органами местного самоуправления» — сообщила начальник производственно-технического отдела.
Муниципальные краткосрочные планы реализации региональной программы и краткосрочный план реализации региональной программы могут быть актуализированы.
Не исключила Ольга Бунькова и возможность изменения региональной программы в целом, сказав, что эта программа является живым механизмом, зависящим от волеизъявления собственников и грамотных действий администраций муниципальных образований.
Кроме того, выступавшим представляется халатным отношение отдельных муниципалитетов к обязанности по оплате взносов на капремонт за муниципальные жилые и нежилые помещения.
«Органы местного самоуправления являются крупными должниками по уплате взносов на капитальный ремонт. Задолженность муниципальных образований на 24 мая составляет 9 миллионов 773 тысячи рублей» — сказал Антон Войтенко.
Так, например, Кульдурское городское поселение Облученского муниципального района Еврейской автономной области, являясь собственником помещений в многоквартирных домах, не производило своевременно оплату взносов на капремонт, в результате чего возник долг. Наличие долга по уплате взносов за капитальный ремонт послужило основанием для обращения Фонда с иском в арбитражный суд, который полностью удовлетворил требования Регионального оператора. Муниципальное образование, согласно решению обязано погасить свою задолженность, уплатив, помимо этого пени и судебные издержки.
«В случае неисполнения должниками Решений суда, судебными приставами будет производиться принудительное взыскание долга. Муниципальным образованием это грозит арестом счетов, что полностью парализует их работу» — отметила начальник юридического отдела Фонда Анна Лапицкая.
Также активно обсуждались в ходе семинара вопросы формирования фонда капитального ремонта и особенности спецсчета, как способа накопления средств, сбор и начисление взносов на капремонт, компенсация льготным категориям граждан расходов по их уплате и способы и возможности оплаты.
Заместитель директора по финансово-экономическим вопросам Наталья Зайцева отметила: — «Фонд капремонта дома — это все денежные средства, которые складываются из уплачиваемых собственниками взносов на капитальный ремонт. Причем, общий счет – это не счет всего субъекта. Нужно понимать, что общий счет открывается Регоператором для каждого муниципального образования».
От участвовавшей в семинаре Натальи Федореевой – председателя ТСЖ и представителя регионального отделения ОНФ в одном лице, поступило предложение относительно необходимости более подробного освещения предусмотренных законом гарантий сохранности средств, собранных в фонды капремонта.
Освещена динамика оплаты взносов. К ноябрю прошлого года был достигнут пик собираемости, который по словам начальника расчетного отдела Фонда Ирины Соколовской составил порядка 82%. Однако, по объективным причинам (принятие нового закона, устанавливающего минимальный размер взноса, ожидание объявленных Правительством компенсаций расходов для граждан 70-ти и 80-ти лет, новогодние праздники) к январю 2016 года процент сбора снизился и работа по его повышению началась вновь.
Относительно компенсации расходов на оплату взносов на капремонт заместитель председателя – начальник отдела социальных выплат и контроля комитета социальной защиты населения правительства ЕАО Анна Саломатова подчеркнула:
«Хочу обратить внимание, что это не льгота. Это компенсация. Исходя из самого определения этого слова, граждане сначала оплачивают расходы в полном объеме, все сто процентов. Только после этого им будет предоставляться компенсация».
По данным, отделения Пенсионного фонда РФ по ЕАО, на сегодняшний день число лиц, достигших 70 и 75 лет, составляет порядка 11 тысяч. Однако, поскольку не все из этих 11 тысяч соответствуют названным в законе критериям, например, не являются собственниками либо одинокими гражданами, по подсчетам органов социальной защиты, правом на компенсационные выплаты обладают порядка 8 тысяч человек.
«На сегодняшний день закон есть, но нет Порядка, в соответствии с которым предоставляется данная компенсация. Разработан проект порядка, в соответствии с которым предполагается, что граждане будут обращаться в Многофункциональный центр, либо его филиалы, расположенные на территории области», — сообщила Анна Саломатова.
Согласно проекту, компенсация будет предоставляться строго в заявительном порядке. Предполагается, что обращаться гражданин будет раз в 6 месяцев, то есть выплата не будет ежемесячной, а будет осуществляться за прошедший период каждые 6 месяцев.
Анна Саломатова подчеркнула: «Это только проект. Окончательная редакция может отличаться от проекта. Когда данный документ будет принят в окончательной редакции, об этом будет сделано сообщение в средствах массовой информации».
До принятия областным правительством Порядка предоставления компенсации расходов на капремонт, МФЦ прием документов от граждан осуществлять не будет. Это не касается федеральных льготников, в частности инвалидов первой и второй групп. На территории области компенсация расходов на ЖКУ, в том числе и расходов на капитальный ремонт, им предоставляется из федерального бюджета в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДК). В случае, если размер ЕДК ниже фактической льготы, гражданин имеет право обратиться в Многофункциональный центр или его филиалы, предоставив оплаченные квитанции по всем жилищно-коммунальным услугам (в том числе по оплате взноса на капитальный ремонт) для перерасчета.
Обсудили участники и возможности выставления квитанций и оплаты взносов при помощи интернета. Тематика оплаты посредством сервисов сбербанк-онлайн и личного кабинета особенно актуальна в свете комиссии, взимаемой платежными агентам (почтой, РКЦ и др.).
Напомним, для того, чтобы платежные агенты имели право на прием взносов, с ними заключались договоры, которые предусматривали, что оказываемые услуги по приёму платежей оплачивает за собственников Региональный оператор, выплачивая платежным агентам вознаграждение (комиссионные сборы) в размере определенного процента от суммы поступивших платежей. Данное обязательство Фонд возлагал на себя с целью снижения затрат средств собственников. Однако, ввиду недофинансирования, в этом году Фонд лишился возможности оплачивать данные услуги, вследствие чего, платежные агенты стали взимать комиссионные сборы с собственников.
Директор Фонда Антон Войтенко отметил, что Фондом принимаются все возможные меры для решения проблемы взимания комиссии при оплате взносов на капремонт, ведется работа с Правительством ЕАО в поисках путей решения этой проблемы.
«Если у жителей города Биробиджана есть возможность безкомиссионной оплаты посредством отделений Сбербанка, то для собственников из населенных пунктов области, где филиалы Сбербанка работают по сокращенному рабочему времени, или отсутствуют вовсе, такая возможность отсутствует, или затруднительна», — сказал Антон Войтенко.
Региональный оператор обратился к правительству области с просьбой о рассмотрении возможности выделения средств для возмещения комиссии платежным агентам. Фонд предложил два, представляющихся возможными, варианта:
возмещение комиссии платёжным агентам, филиалы которых расположены на территории всей области за исключением областного и районных центров области (г. Биробиджана, с. Ленинское, пос. Смидович, г. Облучье, с. Амурзет);
возмещение комиссии платёжным агентам, филиалы которых расположены на территории всей области, но с учётом наличия частичной возможности оплаты взносов без комиссии, следовательно, и частичное возмещение комиссии.
В настоящее время Региональный оператор ожидает решения от областного правительства.
Сокращение финансирования Регионального оператора, спровоцировало не только потерю возможности возмещать платежным агентам комиссию за собственников, но и повлекло проблемы во всех сферах деятельности Фонда. Однако финансовые трудности Регионального оператора никоим образом не угрожают средствам собираемых собственниками за счет взносов на капремонт на счетах Фонда. В соответствии с жилищным кодексом, деньги собственников невозможно потратить ни на что, кроме капитального ремонта.
Итоги мероприятия подвела заместитель начальника управления ЖКХ и энергетики правительства области Ольга Макеева. Она, кроме прочего, отметила плодотворность таких встреч, выразила разочарование тем, что главы не всех муниципальных образований направили своих представителей для участия в мероприятии.
Со своей стороны, Фонд призывает представителей муниципальных образований, управляющих компаний, ТСЖ, территориальных общественных самоуправлений, уполномоченных по домам, перешедшим на спецсчета и других заинтересованных лиц к обоюдной работе над подобными информационными мероприятиями: делитесь с нами вопросами и темами для обсуждения, возникающими у вас относительно капитального ремонта.
Следующий подобный семинар планируется осеню.
Ксения Матвеева,
юридический отдел РОКР ЕАО