Дмитрий Егерев работает на радио уже почти 30 лет. На днях ведущий Авторадио-Биробиджан провёл свой тысячный эфир. Своё достижение он посвятил 15-летию медиахолдинга. С рекордсменом пообщался корреспондент РИА Биробиджан.
— Дмитрий, сколько ты уже работаешь на Авторадио?
— В 2017 году, ориентировочно в апреле, был первый выпуск программы «Народ хочет знать». Тогда она ещё называлась «Авторадио в курсе». До меня её вёл Юрий Львович Спектор. Потом ещё одно время эту передачу делал Игорь Сукачов и Сергей Шихов две недели. На сайте я их выпуски отнял и получилась 1000.
— Свой рекорд так и посчитал?
— Да, но надо ещё учесть, что мы не сразу стали размещать на сайте, поэтому 1000 точно есть и она даже состоялась чуть ранее, но будем считать, что сейчас официально. Я работал пиарщиком и нам давали KPI – это основные показатели, по которым считали что ты должен сделать и сколько. Вот у меня и пошла привычка подсчитывать свою работу, так тысячу эфиров и сосчитал.
— Сложно вообще найти гостя для выпуска?
— Ну да, не так просто. Найти гостя – это самое главное. Без него беседы не будет, поэтому руководствуюсь тем, что это должно быть либо важно, либо интересно слушателю. В нашем довольно небольшом городе и регионе найти гостя и информационный повод непросто, но, к счастью, эти люди есть и 1000 раз они на эфир пришли. Я за это им безмерно благодарен. Все, кто перешагнул порог нашей студии теперь мои друзья, со всеми было здорово, замечательно и интересно.
— Получается, что не было ни одного гостя, которого приходилось специально «разговаривать»?
— Был такой, но во сне. Это был страшный сон радиоведущего. Однажды приснилось и я до сих пор в холодном поту просыпаюсь. Снится, что пришла ко мне на эфир какая-то девушка пресс-секретарь и она ничего не знала. Я ей задаю вопрос, а она молчит, ничего не говорит, смотрю на часы, а там, как в фильме «Зловещие мертвецы» стрелки замерли и не идут. Этот ужас продолжается, я показываю знаки звукорежиссёру, чтобы включал какую-нибудь песню, а он берёт и ставит Металлику «Nothing Else Matters», 5 минут мы слушаем тяжёлый «металл», я просыпаюсь и не понимаю, что произошло.
— А если брать из эфиров наяву, то какой больше всего запомнился?
— Из ряда вон выходящий был такой эфир, когда всё пошло совсем не по плану. После очередного какого-то подтопления мы договорились с мэром города, что он придёт и расскажет какие предпринимаются меры для устранения последствий. Минут за 30 до эфира мэр пишет: «Меня вызывают к губернатору. Не могу прийти на эфир». Нас быстро выручило управление МЧС и приехал один из их руководителей. Мы начали эфир с ним, он тоже владел этой темой. Тут открывается дверь, мой руководитель заводит в студию мэра и закрывает за ним дверь. Молча. Получается так, что у меня и полковник сидит на эфире и мэр теперь зашёл. Мне пришлось благодарить полковника за исчерпывающую информацию, прощаться с ним и переключаться на диалог с мэром. Первые 10 минут в эфире был полковник, а другие 10 минут мэр.
Хороший был душевный эфир с певцом Иваном Кучиным. Мы поговорили о жизни, уродилась ли у него в этом году редиска в теплице. Человек, оказывается, не только музыкант, поэт философ, но и огородник хороший. Об этом тоже было приятно поговорить. Всегда хорошо, спокойно себя чувствую, когда Владыка приходит на эфир. Он умный, содержательный человек. Можно не переживать о том, как пойдёт эфир. О чём бы ты его не спросил, он всегда даст глубокий ответ, хороший. Это всегда здорово, когда умные гости приходят, тогда можно ни о чём не беспокоиться.
Ещё хороший был эфир ко Дню кинолога. Девушка-кинолог из биробиджанского городского отдела полиции пришла со своей собачкой, которую звали Приора. Тоже кличка такая интересная автомобильная. Она сидела рядом на табуреточке, и я её 20 минут гладил. Был классный эфир. Я после него начал задумываться, нет ли какого-нибудь Дня кавалерии, чтобы коня привести в студию. До этого пока дело не дошло, а так здесь уже были большие такие попугаи, игуана. Его звали Фидель, а потом выяснилось, что это самка и мы стали звать нейтрально Федей, женского рода. Капуцин тут везде носился, чуть всё не изорвала, но тоже было прикольно. Это циркачи приезжали и рассказывали о своём представлении. Много уже здесь животных было.
— А вот если говорить именно про известных гостей, то кто в памяти остался?
— Мы особо стараемся с этим не частить. Ну а так, если вспомнить, то Ивана Кучина я уже называл. Актёр Валерий Баринов мне запомнился. Интересный мужчина, содержательный такой. Сидим с ним, до того, как включиться наша заставка остаются секунды, и он мне говорит: «Волнуешься? Это нормально. Я 400 ролей сыграл и всегда волновался». Молодёжные группы приезжали. Парни реперы были, хит у них «Тишины хочу» (группа Антиреспект). Они полным составом пришли, их было четыре человека, хорошо поговорили. У меня были интервью, когда я уезжал жить в город Ханты-Мансийск. Там с Машиной времени, Вячеславом Бутусовым, Костей Дзю, Евгением Рудиным (DJ Groove), Василием Лановым, Ильёй Авербухом, Романом Костомаровым, Сергеем Гимаевым, американской джазовой певицей Деборой Браун доводилось пообщаться.
— Ты рассказал про разговор об интересном увлечении музыканта Ивана Кучина, недавно, я знаю, вышел эфир с пресс-секретарём управления МЧС по ЕАО Ольгой Минчаковой, у неё тоже хобби необычное – сбор грибов. Часто такое бывает, что на эфире узнаёшь о человеке что-то новое?
— Да нет, не часто. 20 минут – это не так много времени, надо раскрыть важную тему, ради которой этот эфир и планировался. Я знаю, что если любого человека взять, то за его глазами огромная судьба. Внутри каждого из нас целая жизнь и всегда есть чем поинтересоваться. Особенно сильно я об этом размышляю, когда в московском метро мимо тебя проносятся миллионы людей, миллионы судеб и каждый достоин внимания к себе. В эфире не всегда есть возможность зацепиться за что-то и пойти по отвлечённому пути. Но в первую очередь надо раскрыть тему, программа наша о важном – мы рассказываем о том, кто чем в регионе занимается, каких результатов достиг. Обязательно об этом нужно рассказать обществу и может, даже этого человека в пример поставить. У нас в программе люди не отчитываются, а рассказывают, как идут дела, поэтому внимание больше уделяем этому. Что интересно, приходя на эфир, люди удивляются и думают, что 20 минут – это очень много, и не знают, о чём можно так долго говорить. А когда я уже начинаю прощаться и идёт финальная заставка, то у них округляются глаза и они удивляются, как так быстро пролетело время? Я прихожу к выводу, что в нашей студии свой отдельный пространственно-временной континуум, здесь время иначе идёт.
— Бывают же люди, которые при разговоре уходят совершенно в иную тему. Как ты это контролируешь?
— На первом же курсе журфака учат заповеди, что к интервью надо готовиться. Что-то накануне о человеке почитал, с ним поговорил, спросил, что он хотел бы рассказать, какие темы затронуть и вопросы. После этого диалог сам правильно выстраивается, я уже на подготовленные вопросы не смотрю. Ну и придерживаемся основной темы, чтобы мысль не растеклась по древу. До эфира у нас тоже есть время, и моя задача расположить человека к себе, настроить на беседу. Многие боятся, скованные приходят. Мы разговариваем, где-то чайку принесём, водички, а потом вперёд, работаем согласно плану.
— А почему ты выбрал радио? Не телевидение, не печатный жанр?
— Так исторически сложилось. В далёком 1994 году мы сидели с друзьями на пикнике. Столом нам служила газета с объявлениями и там в жирном пятне от селёдки расплывалось объявление о том, что на областном радио проходит конкурс на замещение вакансии корреспондента-ведущего радиопрограмм. Все друзья единогласно сказали: «Дима, эта работа для тебя. Ты зря тут с нами сидишь, тебе нужно заниматься этим. Нам поверь». Я ответил, что даже не чувствую никаких побуждений к этому, но меня убедили. Пошёл на конкурс, это была весна девяносто четвёртого года. Раньше областное радио находилось на Советской, 13. Перед крыльцом была очень большая очередь. Творческий конкурс провели в несколько этапов и отобрали двоих – меня и Иру Филипенко. Она, кстати тоже всю жизнь проработала в этой профессии, сейчас пресс-секретарь регионального отделения организации «Союз женщин России» в ЕАО.
И вот так радио появилось в моей жизни. Мне повстречались замечательные люди, хорошие учителя, они сами были искренне влюблены в радио, которые на своём примере меня всему научили. Михаила Заридера я до сих пор считаю своим учителем и жизненной мудрости, и профессионального отношения к делу. Елена Фёдоровна Мигунова, Евгений Шишмарёв, Альбина Сергеева, Татьяна Кадинская и другие люди, которые работали на технических должностях мне очень многое дали. Я, конечно, был тогда молодой и можно сказать, что безбашенный, позволял себе не самые дисциплинированные поступки, но журналисту надо набирать определённый опыт и я его набирал, за что нередко получал дисциплинарные взыскания, подводил своих учителей. Всё равно время всё расставляет на свои места и сейчас у нас замечательные отношения. Позже, важный для меня человек, подкинул мне мысль о том, чтобы открыть своё радио, чем сильно меня отравил в хорошем смысле. Тогда я начал об этом мечтать.
В 90-е годы была золотая пора Fm, в городах открывались радиостанции, и тем, кто этого хочет, можно было раскрывать себя в прямом эфире, и музыкой замечательной делиться со слушателями, дарить им настроение. Мы с моим другом тогда занялись этой темой. Это было долго, сложно, но мы это сделали. У нас не было лицензии, наша радиостанция была пиратской, но в 90-ые все выживали как могли. С лицензированием тогда было не очень строго. 10 ноября 1997 года я впервые сказал в прямом эфире людям «Здравствуйте» на той радиостанции. До этого никогда в Биробиджане именно Fm вещания не было. Туда и Сергей Анатольевич Лаптев пришёл работать. Сейчас он главный редактор Авторадио-Биробиджан. Позже за неимением лицензии нам пришлось закрыть станцию. И вот так радио стало моей кармой. Конечно, позже я уходил и на телевидение, и рекламой занимался, был одним из первых рекламных агентов в городе. Работал и в печатной прессе.
— Если судить по твоем рассказу, то журналистом ты решил стать уже в сознательном возрасте, а была какая-то детская мечта о другой профессии?
— Конечно. В детстве и юности у меня была сильная мечта стать военно-морским офицером. Я хотел поступать в военно-морской училище, но у меня никак не складывались отношения с математикой. Мой друг, который старше меня на год после школы поступил на офицера в танковое училище в городе Ташкенте. И он приехал домой в свой первый отпуск, это была зима, я в 10 классе. Он тогда мне сказал: «Ты про море забудь. Приезжай лучше ко мне поступать. Вместо кораблей у тебя будут танки, а вместо моря узбекская пустыня. У нас из училища можно попасть в танкисты морской пехоты, тоже море и поступить проще». Я туда поехал, экзамены успешно сдал, но не прошёл по конкурсу, набрали ребят из национальных военных школ, отличников и спортсменов. Так я полководцем не стал и вернулся в Биробиджан. Год проработал токарем на Авторемонтном заводе, что сейчас мне даёт право вести передачу «Народ хочет знать», так как я сам из народа, такой, как и все. Я знаю, что людям интересно и что их может волновать. Ушёл в армию, там был связистом, а это опять радио.
— В наше время жанр радио постепенно начинает вымирать, нежели в 90-х годах. Как ты считаешь, почему важно не бросать это дело и продолжать выходить в эфир?
— Радио – это основа. Это умение говорить, спрашивать, что сейчас необходимо и в современных жанрах, подкастах. В видеоинтервью тоже в основе лежат эти базовые умения, которые и даёт радио. Ну и радио тоже развивается. Руководитель нашего медиахолдинга Алексей Славин так организовал дело, что мы ведём и трансляции эфиров программы «Народ хочет знать» ещё и в видео формате, записи можно посмотреть в интернете, на сайте, видеохостингах. А FM и радиовещание навсегда никогда не уйдут, потому что люди ездили в машинах, ездят и будут ездить. В автомобилях есть радиоприёмник и его всегда включат. Когда появилось кино, оно же не отменило театр. Так будет и с радио.
— Ну и напоследок давай вернёмся к количеству твоих эфиров. Сейчас отмечаешь тысячный, а двухтысячный планируешь провести?
— После тысячного эфира будет тысяча первый, ну и будем дальше шагать и работать.