10 октября медиахолдинг РИА Биробиджан отмечает 16 лет со дня основания. За это время компания состоялась как самостоятельный институт теле- и радиовещания со своим информационным порталом в сети, развила собственную материальную базу, наладила связи с коллегами в соседних регионах и в столице Российской Федерации, привлекла к работе и воспитала настоящих профессионалов своего дела. В настоящий момент — это современное предприятие в сфере информационных технологий. Об этапах становления, динамике развития компании рассказал руководитель медиахолдинга Алексей Славин.
— Алексей Абрамович, РИА Биробиджан – это медиахолдинг. Что входит в этот холдинг?
— Выражаясь простым языком, медиахолдинг – это объединение средств массовой информации, которые предполагают активное взаимодействие с аудиторией. В нашем случае таких ресурсов три: Авторадио-Биробиджан, новостной портал RIABIR.RU и телеканал субъекта федерации НТК21. Ну и, конечно, у РИА Биробиджан есть страницы в социальных сетях, а также свой Telegram-канал.
— Как был сформирован медиахолдинг?
— Всё началось ещё в 2007 году. Тогда телевидение было ещё аналоговым и такие телекомпании как «СТС», «ТНТ» и «РЕН ТВ» предоставляли услуги кобрендинга (размещение в одном поле нескольких брендов, объединённых одной целью – прим. ред.). Мы договорились с телеканалом «СТС», собрали необходимый пакет документов, прошли все согласования и приняли участие в конкурсе. В итоге в сентябре 2007 года мы выиграли конкурс на 31-м телевизионном вещательном канале.
После победы в конкурсе началась действительно стройка. По-другому это назвать нельзя, это было действительно строительство нового телевизионного канала со всеми мачтами, помещениями и доставкой сигнала к передатчику, который тоже надо было купить, ну и соответственно все это сооружение и оборудование должно было соответствовать требованиям Роспотребнадзора и Роскомнадзора и еще многих служб. И вот 10 октября 2008 года мы вышли в эфир. Правда, это был всего лишь рекламный ролик, но именно в этот день в Биробиджане появился новый телевизионный канал «СТС-Биробиджан», позже стали выходить подготовленные нами передачи. В то время мы были профессионалами, и это действительно так, только в изготовлении рекламы, всему остальному предстояло научиться. Вообще, это очень интересное время, сложное, но очень интересное. Люди это помнят, нас знали, нас и сейчас часто называют «СТСниками».
— Что легло в основу контента в начале работы?
— Это были и рекламные передачи, и публицистические. Мы выбирали актуальные темы для Биробиджана и Еврейской автономной области. Хотя с самого начала у нас были всего одна камера, один штатив и несколько компьютеров, но мы успешно реализовали стартап, как сейчас модно говорить, купили современное оборудование, которое в будущем пришлось поменять на цифровое, но это все мы приобрели за наши заработанные деньги на телевизионном рынке.
Кроме того, в компанию сразу пришли люди, которые хотели работать, зарабатывать, и были с желанием творить и создавать что-то новое. Думаю, мы нашли ту нишу на тот момент, которая в нашем городе не была заполнена. Это ниша коммерческого телевидения, при том, что на тот момент в ЕАО существовало еще две телекомпании со своей историей.
— Но эра аналогового телевидения завершалась…
— Да. Примерно, до 2015 года мы работали по этой технологии. Но вскоре стало ясно, что страна переходит с аналогового телевидения на цифровое. А это значило, что грядёт закрытие региональных станций. Тогда мы обратили внимание на соседние регионы. Хабаровская «Губерния» в те времена, можно сказать, была флагманом регионального телевидения в России. Мы встретились с руководством «Губернии» и, буквально за два-три месяца получили лицензию на вещание на новом для ЕАО телеканале, который впоследствии закрепили на 21 кнопке. С этого времени началась новая эра нашего регионального телевидения. Нам пришлось менять концепцию нашего телевизионного контента. «СТС-Биробиджан» был ограничен чисто развлекательным форматом, мы были популярны, проводили много разных активностей в городе. Начался сложный путь перестройки, менялся новостной контент, добавилось эфирное время, некоторые передачи мы трансформировали с хабаровского телеканала под запросы жителей нашего региона, такие как «Глаз Народа ЕАО». В конечном итоге время показало, что наши меры по продвижению нового канала были правильными и своевременными, так как все каналы с сетевыми партнерами просто перестали существовать.
Когда заработали мультиплексы, правительство Российской Федерации приняло решение о создании единого канала субъекта Федерации, который будет вещать на всю область. Наше предложение развернуть канал субъекта Федерации на площадке медиахолдинга поддержали в правительстве ЕАО, тогда еще сенатор Ростислав Гольдштейн, вот так и был создан канал.
— 16 лет в постоянном поиске. Это сложно?
— По-разному было. Были моменты, когда мы думали, что жизнь удалась, а были и очень сложные ситуации. Развитие медиахолдинга можно разделить на несколько этапов. Конечно, нам повезло: было такое время – с 2008 года по 2015 год, когда нам никто не мешал и мы спокойно развивались. Мы даже два раза поменяли имеющееся у нас оборудование на аппаратуру более высокого класса. В 2015 году открыли радиостанцию «Авторадио-Биробиджан», собственные станции в Облучье и Ленинском, в 2017 году – сайт RIABIR.RU зарегистрирован как СМИ. Мы были уверены, что всё хорошо, что мы движемся в правильном направлении. Потом были и тяжелые времена, время диктовало свои запросы, сложнее стало с финансами, проблем хватало.
В 2010 году мы взяли кредит, чтобы купить помещение, так как нам необходимо было место для студии. Помещение, которое мы купили, представляло собой цех. В нём не было вообще ничего, даже никаких перегородок. Но здесь был высокий потолок — 4,2 метра. А для студии высота – один из главных критериев. Мы начали здесь обустраиваться: соорудили студию, павильон для съёмок различных передач, кабинеты. Важно, что в этот период мы не потеряли своего слушателя и зрителя.
— А если говорить об аудитории медиахолдинга… Кто он – ваш зритель и читатель?
— У нас региональное вещание – и телевидение, и радио, и портал. А региональный компонент будет существовать вечно. Своё всегда будет востребовано. Людей всегда интересуют местные новости, мероприятия, публицистика и реклама. Федеральную повестку формируют центральные СМИ, а вот региональный компонент представлен в меньшей степени, и мы стараемся этот дефицит минимизировать. К примеру, программа «Лехаим» посвящена именно жителям ЕАО. Её первый выпуск вышел в 2009 году. Сейчас их уже около трехсот. Я вообще считаю, что это самое лучшее из того, что мы сделали, поскольку мы оставили память о людях, которые жили и работали в нашем регионе. И сейчас мы реализуем проект «Поколения патриотов. Творцы истории ЕАО». Региональное телевидение — это современная летопись региона, которую мы пишем сейчас, ежедневно.
Наряду с традиционными форматами передач, мы стараемся развивать и стрим-программы. В первую очередь это было связано с задачей показа Парады Победы в прямом эфире всем жителям области. Кстати, настоящий Парад, с проездом военной техники, в нашей области стали проводить, когда губернатором стал Ростислав Эрнстович Гольдштейн. Это его инициатива провести прямую трансляцию. Для нас это стало своего рода вызовом, ведь мы такого ещё не делали, да и никто этого не делал. Но мы справились. Сегодня география прямых трансляций расширяется. Мы работали и с крытого катка «Победа», и из ФОК «Воин», из концертных залов областной филармонии и городского Дворца культуры, открытых площадок в городе и районах области.
Такие вещи дают очень большую почву для мыслей, движений, конфигураций. Это круто соединить все в одном месте. Прямые эфиры в области становятся нормальной привычной практикой, но они всегда держат в напряжение съемочную бригаду. Если сегодня у тебя получилось, то не факт, что в следующий раз все пройдет штатно. Плюс прямого эфира даже не в том, что можно следить за событием онлайн, но и в том, что эта запись остаётся и её всегда можно посмотреть, это история. Кроме того, существенно раздвигаются рамки зрительской аудитории.
— День рождения – хороший повод вспомнить о наградах…
— С 2016 года РИА Биробиджан неизменно становится «Лидером качества ЕАО». Уже девять лет подряд медиахолдинг побеждает в этом конкурсе в той или иной номинации. Каждый раз мы получали награду за что-то новое. Помимо этого, у РИА Биробиджан множество благодарностей, грамот. А будучи ещё в системе СТС в 2013 году заняли первое место в России за проведение акции «Новый год в каждый дом».
— На достигнутом останавливаться не намерены?
— Это, в первую очередь, опасно – медиасфера требует постоянного развития. Сейчас мы можем многое. Но и многое ещё хотелось бы сделать. Однако планы всегда зависят от финансовых возможностей и наличия современного оборудования. Его сейчас, кстати, на рынке очень много, оно очень интересное и оно может помочь шагнуть дальше. Но это деньги, и немалые. Плюс ко всему, введенные против России санкции коснулись напрямую и медиаотрасли.
Мы, конечно, будем стараться воплощать все наши идеи в жизнь и двигаться дальше. Многое зависит от коллектива, который у нас, кстати, просто великолепный. Хотел бы поблагодарить каждого из них – и тех, с кем мы начинали, всех, кто помогал, всех, кто вместе с нами шел, несмотря на невзгоды и, конечно, всех, кто работает в медиахолдинге сейчас.
— Спасибо, и успехов!