(12+) Данные 80 млн человек попали в базы данных мошенников. Каждый день совершается около 8 млн звонков: мошенники представляются сотрудниками полиции, ФСБ, банков, Госуслуг, маркетплейсов, операторов связи. Эксперты Сбера разобрали наиболее распространенные сценарии обмана и рассказали, как противостоять психологическому воздействию и защитить свои сбережения и персональные данные. Если вы слышите эти фразы – кладите трубку, сообщили корр. РИА Биробиджан в пресс-службе Сбербанка.
«Здравствуйте, Иванов Иван Иванович, главный специалист службы безопасности банка…»
Так начинается звонок по самой старой схеме обмана. К вам обращаются только по имени и отчеству, повторяют обращение в каждом вопросе. Если вы выдали какую-то дополнительную информацию о себе (например, сказали, что вы — пенсионер), они тут же будут использовать ее. Следующий шаг — запугивание. Вам сообщают, что кто-то пытается украсть деньги с вашего счёта, оформить на вас кредит или ваш близкий человек попал в беду. Мошенники используют базовый человеческий страх – потерять ценное. Разговор строят так, чтобы жертва начала нервничать и перестала мыслить рационально.
Когда человек теряет спокойствие, просят назвать данные карты, CVV- или CVC-код (три цифры на обороте карты), код из СМС или пароли от мобильного банка, чтобы якобы сохранить деньги. Как только мошенники получают доступ к этим данным, вы теряете ваши денежные средства. Если это случилось – срочно сообщите о мошенниках.
Что делать:
Кладите трубку сразу, когда слышите, что кто-то по телефону сообщает вам негативную информацию. Если вам кажется, что действительно что-то не так, обратитесь за помощью в ближайший офис банка или к родственникам. Как бы вас ни убеждали не рассказывать о звонке – расскажите. Сохраните номер 900 в телефонную книгу, чтобы точно знать, когда вам действительно звонят из банка. Установите сервисы, которые предупреждают о мошеннических звонках.
Например, для смартфонов с Android сервис «Проверка входящих звонков» уже встроен в приложение СберБанк онлайн. После того как вы активируете сервис, он начнет получать данные о номерах входящих вызовов. Как только к вам поступит опасный звонок – экран смартфона загорится красным. Нажав на тревожную кнопку на экране, вы защитите себя и сообщите банку о попытке преступников атаковать вас.
«…переведите деньги на специальный безопасный счет…»
В последнее время к страху потери добавился страх преследования. Мошенник представляется сотрудником полиции, ФСБ или прокуратуры и сообщает, что деньги с вашего счета переводятся для финансирования ВСУ и вас могут обвинить в госизмене. Под подозрением уже находится сотрудник банка и ваш гражданский долг — помочь следствию: сообщить персональные данные, перевести свои деньги на «специальный счёт» для сохранности и держать всё в тайне от банка. На самом деле все переведенные средства поступают на счета преступников.
В разговоре преступник задаёт короткие вопросы, торопит, не даёт вам сосредоточиться,
запрещает советоваться с родственниками или друзьями, обращаться в банк и полицию.
Что делать:
Закончить разговор. Если сохранять спокойствие не получается, обратитесь к близким, которые рядом. Это поможет противостоять эмоциональному давлению мошенников. Позвоните в полицию и банк, чтобы прояснить ситуацию. Любую подозрительную операцию банк блокирует. Только за последние три месяца 2023 года на Дальнем Востоке было больше сотни таких блокировок.
«Хотите вернуть свои деньги? Выполняйте инструкции…»
В этом году появилась самая опасная схема работы мошенников: жертву вынуждают идти на преступление. Злоумышленники представляются работниками правоохранительных органов, либо сотрудниками службы безопасности банка и предлагают спасти накопления, сделав перевод на безопасный счёт. Когда мошенники получили желаемое, они признаются в мошенничестве и предлагают вернуть похищенное в обмен на акт диверсии. Инструкции могут быть разными: от облить зелёнкой сотрудника банка до нападения с ножом. Некоторым предлагают «устроить дымовую завесу» и поджечь офис. Какое бы задание ни было, денежные средства мошенники не возвращают, а жертвы становятся преступниками.
Что делать
Эту схему мошенники использовали в том числе и на Дальнем Востоке. Сотрудники полиции, называют жертв таких мошеннических схем — «зомбированными». Последствия преступлений гораздо страшнее финансовых потерь, ведь мошенники заставляют рисковать жизнями других людей и собственной свободой. Выполняя задания преступников, жертвы идут на уголовные преступления, которые квалифицируют, в том числе и по статье 205 УК РФ «Террористический акт». Не говорите с мошенниками по телефону и не выполняйте их указания. Пока вы жертва, вы находитесь под защитой закона. Главное – не переступать его.
«Проголосуйте за мою племянницу!»
Мошенники отправляют вам письмо, сообщение в мессенджерах или СМС о том, что проходит лотерея, попросят поддержать друзей и пройти опрос, предложат вакансию или отправят ссылку на голосование «за племянницу, которая участвует в конкурсе рисунков…» и т. д. Они добиваются, чтобы вы прошли по некой ссылке, которая ведёт на фишинговый сайт. После ввода данных на сайте могут быть украдены ваши деньги или взломаны ваши аккаунты в мессенджерах. После этого злоумышленники смогут уже от вашего имени делать фишинговые рассылки по вашему списку контактов.
Что делать:
Удалите сообщение. Не переходите по подозрительным ссылкам даже от знакомых. Если прошли — не указывайте свои данные; не скачивайте файлы. Если хотите поддержать племянницу, свяжитесь с автором сообщения лично и спросите, действительно ли нужен ваш голос.
Обратите внимание, что адрес фишингового сайта будет начинаться с букв http. Все в порядке, если в адресной строке отображается значок в виде закрытого замка, а адрес начинается с https.
Настройте блокировку фальшивых сайтов в своём браузере. Если домен не совпадает в точности с официальным названием сайта, не вводите данные.
«Вы наш клиент, есть проблема….»
Мошенники звонят, направляют СМС либо отправляют письма от якобы организаций, услугами которых вы пользуетесь. Вам сообщают, что вы стали жертвой мошеннических действий. Чтобы сохранить средства и персональные данные, необходимо переоформить счет и подать информацию по новым реквизитам. А сделать это можно по специальному номеру телефона. Так жертвы сами передают преступникам персональные данные или доступ к банковскому счету.
Что делать:
Удалите письмо. Не реагируйте на подобные письма, не звоните по указанным телефонам. При возникновении опасений за сохранность ваших средств самостоятельно свяжитесь с банком по официальному номеру или обратитесь в любой офис.
«У нас в коллективе мошенник! Свяжитесь с куратором по безопасности»
В социальных сетях или мессенджерах вам приходит сообщение якобы от вашего руководителя или начальника службы безопасности. В профиле его фотография и он просто просит вас связаться с неким куратором по безопасности и даёт его номер. «Куратор» сообщает, что в вашем коллективе некто направляет средства на экстремистские или военные цели. Чтобы разоблачить преступника, необходимо принять участие в спецоперации.
Что делать:
Отличить фэйковый аккаунт не всегда легко, поэтому позвоните своему руководителю, набрав сохраненных в телефоне номер. Если вам звонит «куратор по безопасности» не совершайте никаких действий и банковских операций по инструкции звонящего.
Салоны, маркетплейсы, ночные клубы
За последние три месяца дальневосточники столкнулись и с менее распространенными схемам. На счета мошенников деньги переводили, чтобы получить услуги салонов, доплатить продавцу с маркетплейса. Было и такое, что незаблокированный телефон просто передавали в руки новых знакомых и за минуты лишались всех денег. Когда оплачиваете покупки в интернете, проверяйте адрес сайта, не сообщайте пароли от смартфона малознакомым людям.
Какую бы схему ни выбирали мошенники, безопасность денег во многом зависит от действий самого человека.
Услугу оказывает ПАО СБербанк.
Реклама. ID: 1680030, erid: LdtCK8yjj
Юридический адрес: Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19
ОГРН – 1027700132195
ИНН: 7707083893
Сайт: https://www.sberbank.ru/