Эксперт СберКорус рассказал, какая электронная подпись нужна для сделок с недвижимостью и как её получить (16+)

13:00 | 25 апреля, 2024
25 апреля, РИА Биробиджан.

(16+) Электронные сделки с недвижимостью становятся всё более востребованными — это удобно, безопасно и экономит много времени. А для выполнения удалённых операций по подписанию электронных документов требуется квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи (в привычном для пользователя сокращении — ЭП, ЭЦП или УКЭП) — электронная подпись для сделок с недвижимостью. В своей экспертной колонке Витали Тарасов, и.о. генерального директора СберКорус рассказывает, для каких операций и кому нужна такая электронная подпись, сообщили корр. РИА Биробиджан в пресс-службе Сбербанка.

Для каких операций нужна электронная подпись в сделках с недвижимостью

В сделках с недвижимостью всегда задействован Росреестр — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. В Росреестр обращаются, если нужно:

  • зарегистрировать сделку с недвижимостью;
  • подать заявление о постановке на кадастровый учет;
  • подписать и отправить межевые, технические планы и другие кадастровые документы;
  • получить выписки из ЕГРН и государственного кадастра;
  • осуществить иные действия.

Все эти действия физические лица и организации могут выполнить в режиме онлайн. Для этого и нужна электронная подпись: это самый простой и быстрый способ взаимодействия с ведомством.

Какая электронная подпись нужна для сделок с недвижимостью

Для регистрации недвижимости и иных действий нужна усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП).

Для её создания используются сертифицированные ФСБ России криптографические средства защиты информации (СКЗИ). УКЭП подтверждает подлинность (отсутствие внесения изменений в исходный документ), позволяет определить лицо, подписавшее документ. Электронный документ, подписанный УКЭП, имеет юридическую значимость и приравнивается к бумажному аналогу, подписанному собственноручной подписью.

Кому нужна электронная подпись для Росреестра

ЭП для Росреестра понадобится при покупке или продаже квартиры и другой недвижимости каждой стороне сделки. Кроме того, для выполнения различных операций её используют:

  • кадастровые инженеры;
  • оценщики недвижимости;
  • риэлторы;
  • застройщики;
  • девелоперы;
  • банки;
  • сотрудники кадастровой палаты;
  • БТИ;
  • суды, приставы, арбитражные управляющие;
  • госорганы.

Как получить электронную подпись для сделок с недвижимостью

Физическим лицам 

Для осуществления дистанционных сделок с недвижимостью и получения любых электронных услуг на сайте Росреестра физическим лицам необходимо оформить квалифицированную электронную подпись физлица. Созданием квалифицированных сертификатов ЭП занимаются только аккредитованные удостоверяющие центры. Для оформления необходимо пройти идентификацию личности в удостоверяющем центре и предоставить паспорт, номер СНИЛС и ИНН.

Кроме онлайн-портала Росреестра, такая электронная подпись подойдёт для работы с другими ведомствами и государственными порталами. Например, можно будет подписывать документы для налоговой и отправлять их через сайт ФНС, получать госуслуги, обращаться в суд.

Удостоверяющий центр выдаёт физическим лицам сертификат и ключи электронной подписи, записанные на токен. А для работы с ЭП также понадобится специальная программа КриптоПро CSP, которая устанавливается на компьютер.

Физическим лицам услуги по выдаче квалифицированных сертификатов электронных подписей оказывают аккредитованные удостоверяющие центры — можно обратиться в любой ближайший. Список аккредитованных удостоверяющих центров доступен на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Юридическим лицам и ИП

Если компания, например, занимается оценочной деятельностью, то электронные подписи понадобятся как руководителю, так и каждому оценщику. В таком случае сотрудникам нужно оформить электронные подписи физических лиц. При необходимости к таким ЭП можно выпустить машиночитаемые доверенности, в которых будут указаны полномочия по подписанию документов от лица компании.

Руководителям организаций для работы с Росреестром ЭП выдают Удостоверяющий центр ФНС и его доверенные лица. К примеру, УКЭП от ФНС можно оформить в Сбербанке, который является первым доверенным лицом ФНС России. Ознакомиться со списком доверенных лиц можно на сайте ФНС.

Полученную КЭП от ФНС можно использовать не только для работы с Росреестром и другими ведомствами, но и для сдачи отчётности, электронного документооборота с контрагентами, участия в торгах и для других задач.

В коммерческих УЦ можно приобрести токен и лицензию КриптоПро CSP, которые потребуются для получения и работы с сертификатом КЭП от УЦ ФНС.

Услугу оказывает ПАО Сбербанк.

Реклама. erid: 2VfnxwJrGd6

Юридический адрес: Россия, Москва, 117997, ул. Вавилова, 19

ОГРН – 1027700132195

ИНН: 7707083893

Сайт: https://www.sberbank.ru/

Все подробности
главных событий в сюжетах
Заказать рекламу

    Нажимая кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных