В Еврейской автономной области в обозримом будущем могут появиться как минимум четыре новые льготные ипотечные программы. Прежде всего они будут рассчитаны на молодых специалистов, а также людей, занятых в промышленности, строительстве и науке. Но пока все эти проекты находятся на стадии обсуждения, сообщает РИА Биробиджан со ссылкой на сайт «Парламентской газеты».
В плюсе — ученые и промышленники
По словам главы Комитета Госдумы по финансовому рынку Госдумы Анатолия Аксакова, несмотря на то что старая льготная ипотека свое существование в России официально прекратила, дополнительные меры поддержки для тех, кто хочет обзавестись своим жильем, обязаны появиться. Только на этот раз задача стоит сделать их более упорядоченными и четко регламентированными, чтобы ими не могли пользоваться все подряд, создавая неконтролируемый спрос и «перегрев» рынка.
«Я думаю, уже в следующую сессию мы начнем обсуждение сразу нескольких новых программ, которые, с одной стороны, упростят приобретение жилья для граждан, а с другой — позволят государству нарастить свои возможности и ресурсы в критически важных сферах, — подчеркнул парламентарий. — Прежде всего это касается промышленности — нужно обеспечить льготные условия для ценных специалистов, в особенности для тех, кто занят на передовых высокотехнологичных производствах. Также есть предложение ввести строительную ипотеку в тех регионах, где сейчас идет или планируется масштабное строительство — как жилое и инфраструктурное, так и, опять же, промышленное».
Анатолий Аксаков предложил также проработать вопрос о создании системы льготной ипотеки для молодых кадров. По словам парламентария, сейчас одна из главных задач страны — создание научных и производственных центров, при которых должны появиться свои города-спутники или городские районы — наподобие академгородков, которые в СССР специально возводились для размещения сотрудников региональных научных центров или отделений Академии наук.
«У меня, например, давняя мечта построить такой центр в Чебоксарах, — подчеркнул парламентарий. — Там есть все условия, там потрясающая природа. И, безусловно, если мы обеспечим молодежи условия — не только дадим рабочие места и инструменты для научной и новаторской деятельности, но и жилье с возможностью купить его на льготных условиях — она туда потянется».
Будет продолжено и обсуждение региональной ипотеки для территорий, где сегодня наблюдаются сложности с населением. При этом, подчеркнул Анатолий Аксаков, речь идёт не только о новых регионах, но и, например, о территориях Дальнего Востока и районах Крайнего Севера, которые перспективны с точки зрения развития промышленных и добывающих производств, но при этом испытывают нехватку рабочих рук.
«В целом, на мой взгляд, основная задача сейчас — создать максимально комфортные условия для людей в регионах, чтобы они не уезжали в города-миллионники, а оставались, поднимали науку и промышленность на местах, — заключил собеседник издания. — Это, безусловно, касается и обеспечения их жильем».
Какие из этих программ в итоге действительно появятся и как скоро, сказать пока трудно. Однако, по словам Анатолия Аксакова, работа над ними начнётся в самом скором времени — в частности, ряд обсуждений с привлечением экспертного сообщества и участников рынка запланирован уже на осеннюю сессию Госдумы.
Снижения цен ждать не приходится
Однако это пока только планы. Пока же ипотечный рынок в России далек от стабильности. Так, согласно недавнему исследованию ЦБ, в июле этого года ипотека по госпрограммам в России замедлилась до 0,7 процента после ажиотажных 3,1 процента в июне. А объем выдачи сократился почти в четыре раза — с 679 до 179 миллиардов. Впрочем, сам же ЦБ в том же исследовании отмечает, что пока что делать из этого далеко идущие выводы рано.
А вот выдача рыночной ипотеки, наоборот, выросла на 61 процент. Но и это не показатель — в основном это произошло за счет риелторов, которые подсуетились на фоне паники, развернувшейся после роста ключевой ставки и отмены массовых льгот.
«Частично [снижение произошло] за счет продуктов, предполагающих сниженную ставку на первые 1-5 лет за счет завышения стоимости квартиры, — отмечается в исследовании. — Банк России неоднократно заявлял о рисках таких схем для заемщиков и сейчас прорабатывает изменения в регулировании».
Что будет дальше? По словам президента Ассоциации риелторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Игоря Горского, для городов-миллионников изменений, скорее всего, будет мало: они традиционно являются центрами притяжения, куда едет народ со всей России, поэтому ожидать резкого падения спроса, а вслед за ним и цен на квартиры там не стоит.
«В регионах ситуация будет сложнее, — отметил эксперт. — С другой стороны, для регионов и существуют такие программы, как, например, IT-ипотека — то есть программы, призванные точечно поддержать граждан на тех или иных территориях».
Спрогнозировал Игорь Горский и падение спроса на ипотеку в целом. Как отметил эксперт, за минувшие 20 лет россияне практически перестали покупать жилье за наличные деньги — а в последнее время и вовсе до 85 процентов сделок были ипотечными.
«Это, конечно, станет определенного рода тормозом, — подчеркнул собеседник издания. — Мы уже можем наблюдать, что застройщики не инвестируют в отрасль в тех же объемах, что и раньше. У нас же вся строительная отрасль частная, поэтому подчиняется законам рынка: максимизация прибыли и минимизация издержек».
Что будет дальше? Пока сказать трудно. Ясно только одно: массового падения цен даже при резком торможении спроса ждать не приходится.
«На протяжении последних 30 лет у нас недвижимость только росла в цене, — подчеркнул Игорь Горский. — Это, по сути, единственный ресурс, стоимость которого всегда покрывает инфляцию. Плюс не забывайте о нашей культуре: недвижимость почти никем не рассматривается в качестве временной инвестиции, задача всегда стоит купить и оставить детям и внукам. Поэтому я бы не стал ожидать какого-то резкого удешевления квадратных метров в обозримой перспективе».
КСТАТИ. Вполне возможно, до конца года в правовом поле появится понятие «жилищный накопительный вклад». Инструмент предназначен для россиян, которые не имеют возможности внести первоначальный взнос по ипотечному кредиту сразу. Жилищный вклад поможет им накопить в банке нужную стартовую сумму постепенно. Проценты по такому вкладу будут более высокие, чем по обычному депозиту. О перспективах принятия такого законопроекта в осеннюю сессию в интервью «Парламентской газете» рассказал глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
— Анатолий Геннадьевич, мы встречаемся в преддверии осенней сессии. Какие законопроекты в повестке вашего комитета до конца года вы рассматриваете в качестве приоритетных?
— Мы собираемся предоставить право Центральному банку устанавливать макрорегулирование для кредитных организаций, ограничивающее их аппетиты при выдаче ипотечных займов в случае, если заемщик сильно закредитован. Сегодня бывают ситуации, когда заемщик и так уже весь в долгах и есть риск, что он попадет в сложную финансовую ситуацию, и он при этом еще берет ипотечный кредит в порыве желания или под давлением семейных обстоятельств. И для того, чтобы банки к этому относились более серьезно, ответственно, регулятору необходимо предоставить соответствующие полномочия. Таким образом, ЦБ сможет ограничивать аппетиты кредитных организаций в таких случаях.
— К слову об ограничениях аппетитов. Ранее звучали предложения защитить людей и от микрофинансовых организаций. Возможны ли какие-то инициативы в этой сфере?
— Микрофинансовые организации у нас постоянно в центре внимания, и, очевидно, будем смотреть — возможно ли еще снизить процентные ставки, которые МФО предлагают своим заемщикам. Должен сказать, что мы этим периодически занимаемся — постепенно снижаем уровень процентных ставок, требования устанавливаем более жесткие. Скорее всего, осенью еще одна инициатива по этому направлению будет принята, чтобы проценты были более справедливыми, более приемлемыми для наших граждан.
— Каких-то новаций в сфере массового ипотечного кредитования стоит ожидать?
— Мы собираемся принять закон, который вводит в правовое поле понятие «жилищный накопительный вклад». Прежде всего этот инструмент предназначен для той части нашего общества, которая не имеет возможности сразу внести первоначальный взнос по ипотечному кредиту. А специальный вклад как раз и поможет им накопить постепенно в банке стартовый капитал на жилье. Проценты по такому вкладу будут более высокие, чем по обычному вкладу, поскольку потребуется относительно большое время для накопления денег на первоначальный взнос, а может быть, и сразу на приобретение жилья.
— Системой страхования такие вклады будут защищены?
— Больше того, в соответствии с этим законопроектом, деньги, которые накапливаются на жилищных вкладах, мы собираемся защитить в большем объеме, чем сейчас предусмотрено законодательством. Сейчас законом защищено миллион четыреста тысяч рублей, то есть при банкротстве банка клиенту вернут деньги в пределах этой суммы. Мы же своим законопроектом определяем сумму до десяти миллионов рублей. Соответственно, рассчитываем, что это тоже простимулирует россиян накапливать деньги на приобретение жилья.
— А будет ли при рассмотрении законопроекта учитываться опыт регионов, которые использовали уже этот финансовый инструмент?
— Самый продвинутый регион по применению подобных инструментов — это Башкортостан. Мы там даже провели круглый стол, обсуждали технические особенности создания таких вкладов. В том числе глава Башкортостана просил активизировать работу с тем, чтобы защитить средства на таких вкладах на федеральном уровне. Это дало бы дополнительные стимулы для того, чтобы жилищно-накопительные клады формировались. Сегодня Башкортостан стимулирует этот процесс, субсидируя часть процентной ставки, по которой граждане берут ипотечный кредит. То есть такое объединение фактических усилий и правил федерального центра и регионов, на мой взгляд, абсолютно правильно.
— Тема цифровых финансовых активов получит развитие в осеннюю сессию?
— Разумеется. Проблема вот в чем. Сегодня есть больше десяти платформ, где выпускаются ЦФА, но сами платформы друг с другом не пересекаются. В результате возможности инвесторов приобретать эти активы ограничены. Поскольку платформы все-таки ограничены определенным допуском, возникают определенные сложности. В общем, не так все легко, как, например, на бирже. Пришел, купил актив, причем любой актив, у тебя есть выбор. Идея в том, чтобы выпускались свидетельства на цифровые финансовые активы уже на биржах. Она может быть реализована в виде закона, который мы собираемся осенью рассмотреть и принять. Таким образом, на те цифровые активы, которые выпускаются на платформах в нашей стране, будут выпускаться производные ценные бумаги. В результате широкий круг покупателей сможет приобретать эти свидетельства. На мой взгляд, это очень хороший закон, который, с одной стороны, даст толчок развитию цифровых финансовых платформ и более активной работе по выпуску цифровых финансовых активов, а с другой стороны, значительно расширит круг инвесторов, которые смогут приобретать ЦФА.
Тематическая иллюстрация: РИА Биробиджан