«Пресс-подходом» для покупателей газет и журналов в ЕАО озаботился Минпромторг

9:00 | 5 ноября, 2024
5 ноября, РИА Биробиджан.

Минпромторг России определился с минимальным количеством точек продажи печатной прессы в населенных пунктах: на десять тысяч жителей должно приходиться не меньше 4,5 торговых объекта. Таким образом, в Биробиджане, где сейчас насчитывается 67 788 жителей (по данным интернета) должно быть около 30 локаций. Если этого мало, то ещё есть пять дней в запасе — соответствующий приказ ведомства вступит в силу 9 ноября, сообщает РИА Биробиджан со ссылкой на сайт «Парламентской газеты».

Ранее кабмин установил лимит на количество периодических изданий, которые должны продаваться в каждой точке. Компании, которые занимаются распространением газет и журналов, проследят, как соблюдаются требования, а в экспертном сообществе «Парламентской газете» рассказали, что норматив по числу торговых точек может быть пересмотрен, чтобы пресса дошла до каждой деревни,

Почему исчезают некоторые газеты?

Это общероссийская тенденция. Полиграфические, транспортные услуги только дорожают, а реклама, на которой держалась печатная пресса, уходит в соцсети и интернет. В Российской книжной палате подсчитали объёмы периодики. Число изданий год от года сокращается, тиражи падают. В 2023 году в РФ официально выходило 6565 газет общим годовым тиражом 3,4 миллиона экземпляров. Еще три года назад газет было почти на тысячу больше. Средний разовый тираж одной газеты сегодня — 12,9 тысячи экземпляров, три года назад — 17,6 тысячи. Редакциям газет Биробиджана о таких тиражах приходится только мечтать…

Между тем, вслед за периодикой исчезают и точки продаж. К началу 2024 года в России насчитывалось 11,6 тысячи специализированных нестационарных торговых объектов, реализующих печатную продукцию, следует из статистики Союза предприятий печатной индустрии. За год их количество сократилось на 14 процентов, или на 1,8 тысячи. В среднем один такой объект приходится на 12,6 тысячи россиян. В Биробиджане, кстати, все киоски удалось сохранить.

Наилучшие показатели обеспеченности киосками прессы — в Центральном и Дальневосточном федеральных округах, соответственно 10,6 тысячи и 11,8 тысячи жителей на одну торговую точку. Хуже всего такими объектами обеспечены жители Приволжского федерального округа, где один киоск приходится на 15,5 тысячи человек.

Печатки будет больше

В июле 2024 года Правительство утвердило формулу расчета минимальной обеспеченности населения точками продажи периодической печатной продукции. Норматив устанавливают исходя из среднегодовой численности жителей региона или муниципального образования. На основе федерального показателя и с учетом региональной специфики все субъекты РФ должны утвердить свои нормативы. Это, как считают в кабмине, должно способствовать обеспечению доступности печатной продукции для жителей страны.

Свежим приказом Минпромторг зафиксировал конкретный норматив минимальной обеспеченности населения количеством торговых объектов по продаже периодической печатной продукции: на десять тысяч жителей должно приходиться не меньше 4,5 точки. Таким образом, один киоск или стойка с газетами/журналами должны приходиться  примерно на 2,2 тысячи жителей любого населенного пункта. За этим должны следить власти на местах.

Ранее государство не устанавливало нормативов по количеству объектов с прессой — в результате киосков в некоторых городах практически не осталось, а супермаркеты убирали стеллажи с периодикой из торговых залов. В профессиональном сообществе считают опубликованные документы Правительства и Минпромторга своей победой. «Мы несколько лет за это боролись, — рассказал «Парламентской газете» председатель Союза журналистов Москвы, главред «Московского комсомольца» Павел Гусев. — Нам пошли навстречу в Минцифры, которое курирует СМИ, в результате межведомственного взаимодействия появилось постановление Правительства и теперь приказ Минпромторга».

Не нарушать права россиян

По словам Павла Гусева, как только приказ вступит в силу, специалисты по распространению печатной прессы проверят, как он реализуется на практике. Причем не только наличие стоек с газетами и журналами в супермаркетах, но и номенклатуру. В нестационарных объектах, например в специализированных киосках, на полке должно быть не меньше 500 видов периодических изданий, а в стационарных, в том числе почтовых отделениях, — не меньше 120. Такие цифры установлены постановлением кабмина (опять, похоже, посчитали, не выходя за Садовое кольцо! – ред.).

«Торговые сети не смогут внаглую выкидывать печатную прессу из своих точек, как это происходит сейчас, — заключил Гусев. — Мы будем контролировать, чтобы газеты были доступны, и когда отрегулируем ситуацию в крупных городах и супермаркетах, возьмемся за более мелкие населенные пункты. Предложенный Минпромторгом норматив сейчас мне кажется достаточным, но, если будут проблемы на селе, попросим его увеличить, чтобы пресса была доступна повсеместно. Запрос населения на это есть».

Нововведение поддержали в Госдуме. Глава профильного Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн сказал «Парламентской газете», что сокращение ассортимента периодической печатной продукции, а иногда и ее полное исчезновение из розничной продажи — нарушение прав россиян на доступ к СМИ. Россияне любят газеты, хорошие статьи читают и даже изучают, поддержал коллегу зампред этого же комитета Александр Ющенко. Если газеты, по его словам, читают в основном люди старшего поколения, то для молодежи есть журналы, которые также должны продаваться и в супермаркетах, и в киосках. А еще неплохо бы наладить бесперебойную работу подписки и доставки прессы в почтовые ящики россиян, но это уже вопрос для отдельного обсуждения, заключил депутат.

Тематическая иллюстрация: РИА Биробиджан

Все подробности
главных событий в сюжетах
Заказать рекламу

    Нажимая кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных