Владимир Путин посетил остров Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа в Арктике. Президент ознакомился с результатами работ по ликвидации экологического ущерба арктической зоне Российской Федерации, а также выступил на Международном форуме «Арктика — территория диалога». По мнению сенатора от ЕАО Ростислава Гольдштейна, освоение Арктики — одна из важнейших стратегических задач России, сообщает РИА Биробиджан со ссылкой на пресс-службу Члена Совета Федерации ФС РФ Р.Э. Гольдштейна.
В своем выступлении Президент подчеркнул, что Арктику необходимо сохранить как территорию мира, стабильности и взаимовыгодного сотрудничества. Владимир Путин также сообщил о том, что дал поручение создать отдельную структуру, которая будет заниматься развитием Северного морского пути.
«Изучение и развитие Арктики входит в число приоритетных направлений как внешней, так и внутренней политики России. Об этом говорится в основополагающих документах нашего государства, таких как Стратегия национальной безопасности, Концепция внешней политики, Морская доктрина и другие. Президент подчеркнул особое значение Северного морского пути для устойчивого развития РФ. И в этой связи важнейшим является вопрос обеспечения суверенных прав нашей страны на эту территорию в условиях, когда ряд государств все чаще заявляют о необходимости интернационализации как Арктики в целом, так и Северного морского пути в частности. При этом инициатором этих «преобразований» выступает США», — прокомментировал сенатор Ростислав Гольдштейн.
Стоит отметить, приарктическими странами являются пять государств: Россия, Канада, США, Дания, Норвегия. Однако сегодня на освоение Арктики претендуют более 60 государств, расположенных в разных частях мира. Понимая перспективность с точки зрения добычи полезных ископаемых (по оценкам экспертов порядка 30% мировых запасов углеводородов находятся в Арктике), эти страны лоббируют интернационализацию Арктики. Такая тенденция прослеживается и со стороны глобальных международных организаций (ООН, Евросоюз) и Транснациональных корпораций.
Ситуацию осложняет тот факт, что до сих пор отсутствует признанная и нормативно оформленная демаркация морских пространств и континентального шельфа в Арктике. Вопрос определения границ суверенных прав государств на арктическое пространство первые был поднят в 1926 году. Тогда деление происходило по меридианам от точки Северного полюса до крайних точек границ пяти арктических государств, восточной и западной. Но в 1982 году, когда огромный экономический потенциал Арктики стал очевиден мировому сообществу, секторальный принцип был по сути отменен Конвенцией ООН по Морскому праву. Новый документ установил 12-мильную зону территориальных вод, и 200-мильную исключительную экономическую зону приарктического государства. Вместе с тем в Конвенции предусмотрено, что страна, ратифицировавшая этот документ, может подать заявку на дополнительные участки шельфа за 200-мильной зоной, если он является подводным продолжением континентальной части территории страны. Россия уже в 2001 г. подала в Комиссию ООН заявку на расширение своей исключительной экономической зоны на 1,2 млн. кв. км, мотивируя тем, что подводный хребет Ломоносова служит продолжением Сибирской континентальной платформы. На данный момент решение еще не принято.