Картина, а, может быть, панно с крупными выпуклыми объектами, изображающими деревню с домашними животными, домиками, деревьями, ветряной мельницей – прямо на стене в коридоре МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №24» Биробиджана заработал центр тактильного развития. Сюда приводят детей и рассказывают им сказки, иллюстрируя повествование красочным изображением, которое не только можно, а нужно трогать, ощупывать и осязать, сообщила РИА Биробиджан старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения Людмила Бернякова.
— Педагог-психолог Гавриленко Татьяна Ивановна и воспитатель Музыченко Светлана Петровна разработали цикл развивающих игровых занятий по развитию тактильных ощущений у дошкольников разных возрастов, — рассказала Людмила Бернякова. —
Тактильное восприятие информации настолько важно, что в психологической науке его часто называют тактильным зрением. Причем, имеем тот случай, когда не бывает рано начать активное развитие осязательных способностей. Перед тем, как начать играть с ребятами, Светлана Петровна и Татьяна Ивановна собрали коллег, чтобы познакомить их с приемами работы в тактильном центре. Представили дополнительные игровые пособия, используемые в ходе игровых занятий.
Дошкольникам в освоении действительности помогают все каналы восприятия: тактильный, зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный, объясняет старший воспитатель. Работают они в тесной связке, «считывая» актуальную информацию присущим им способом. Но именно тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Малышам столько всего предстоит узнать и усвоить. А начальный объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь.
— Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия, — говорит Людмила Бернякова. — Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
В детском саду составлен график, удобный для посещения тактильного центра ребятами разных групп. В сильные морозы малышам заботливые воспитатели приготовили полезную и увлекательную прогулку по детскому саду. Педагоги детского сада уверены, что полезные и несложные игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей, не сложно организовать и дома, где ребенок с радостью поиграет с любимыми мамой и папой. Людмила Бернякова посоветовала три варианта занятий:
Упражнение 1. Подготовьте набор мелких предметов, хорошо знакомых дошкольнику. В такой набор могут войти пуговица, ракушка, желудь, колечко, камушек, колпачок от шариковой ручки и подобные атрибуты. Сложите их в непрозрачный мешочек. Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не вытаскивая из мешочка, и называть.
Упражнение 2. Познакомьте заблаговременно детей с различными крупами и природными материалами: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы. Как и в предыдущем упражнении, участникам необходимо определить на ощупь, что оказалось в их руке.
Упражнение 3. Подготовьте небольшие лоскутки ткани различной фактуры. Это могут быть клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы… Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждой ткани и ее название, а затем начинайте игру.
Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики. Вопрос, нужно ли специально уделять внимание восприятию, основанному на тактильных ощущениях, снимается очевидной истиной, что процесс восприятия является основой для развития мышления и сознания ребенка.
Фото: предоставлено МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №24» Биробиджана
Еще раньше в детстве было прекрасное тактильное упражнение — когда родители учили забивать гвоздь. Процесс. ничего не имеющий ни со зрительным восприятием. ни с самым подробным описанием. Или разбить яйцо на сковороду.