80 лет школе № 3 Облучья и её история в истории родного города

10:45 | 1 июня, 2016
1 июня, РИА Биробиджан.

В этом году средней школе № 3 города Облучье исполняется 80 лет и рассказать в двух словах её богатейшую историю не получится. Ведь история эта самым прочным образом связана с судьбой города, а точнее — станции Облучье.

— История началась в июне 1911 года, когда из станицы Пашковской к месту будущей станции Сололи прибыла первая группа строителей Амурского участка железной дороги, – рассказывает хранительница и энтузиаст школьного музея, выпускница школы №3 Нина Шестакова. Возглавлял эгруппу молодой техник Иосиф Арсеньевич Мулин.

Первооткрыватели шли три дня. Путь был труден. Шли через непроходимую тайгу, докучали гнус и комары, оводы и клещи, но Дальний Восток у строителей вызывал восхищение. Их поразила дикая, нетронутая красота тайги. Тяжел был труд строителя, ведь работать приходилось по восемнадцать часов в сутки, несмотря на дожди и наступающие холода. Тачка, лопата, кайло да носилки — вот и вся техника тех времён.

Бревенчатые здания появились нескоро. В палатках жили до конца зимы 1911 года. К этому времени здесь срубили только хлебопекарню да несколько бараков со сплошными нарами. Красивую картину представлял лагерь на месте будущего Облучья вечерами: густая темень, тишина и много костров у палаток и бараков. А вокруг костров группы людей пели старинные русские песни.

Четыре долгих года шло строительство Транссиба. 17 февраля 1915 года на ст. Облучье произошла стычка рельс — была завершена укладка всего Транссибирского пути.

В августе этого же года наместник царя на Дальнем Востоке Гондати перерезал ленту на мосту, под которым сейчас проходит дорога в нижнюю часть города, и паровоз «ОВ» повёл поезд из четырёх вагонов в Хабаровск. А рабочие, чьими руками, потом и кровью была построена эта дорога, стояли в толпе, плакали и радовались одновременно завершению тяжёлого изнурительного труда.

Скудные архивные строчки рассказывают, что в 1917 году на Облученском железнодорожном узле работало всего около 300 рабочих. Строители с большим воодушевлением встретили революцию. Радость была недолгой — началась гражданская война. И в 1918 году станцию захватили японцы. Враги свирепствовали: арестовывали невинных людей, подвергали пыткам, расстреливали. Но трудовой отряд рабочих железнодорожников не склонил головы: доставали оружие, взрывчатку и уходили в тайгу. Ночами партизаны пускали под откос поезда с карателями, взрывали мосты, громили отряды интервентов и белогвардейцев. Перед своим концом белогвардейцы при поддержке японцев захватили группу партизан.  Бандиты подвергли их нечеловеческим пыткам. Погибли наши земляки: Черкасов, Воробьёв, Лапиков, Яковенко, Кузнецов. После разгрома интервентов останки партизан захоронили на площади, ныне площадь Красных партизан, где скромно белеет обелиск с красной звездой. Именем Кузнецова названы улица и микрорайон города, есть улица Партизанская.

После установления Советской власти на Дальнем Востоке железнодорожный узел укрепляется, посёлок железнодорожников развивается. Население в большинстве своём было неграмотное. Детей учили в двух частных домах. Здесь же жили учителя.

В начале 20-х годов появилась железнодорожная семилетняя школа. Она размещалась в трёх зданиях, расположенных на улице Вокзальная. В двух из них, впоследствии там занималась школа работающей молодёжи, учились ребята с третьего по седьмой классы, а первые и вторые — в здании бывшей церкви. На этом месте построен железнодорожный Дом связи.

Население посёлка росло. Учащиеся в школе прибывали. Классы были переполнены. В некоторых занимались по 45-48 человек.

Из воспоминаний Клавдии Константиновны Лютиковой:

«В дореволюционной школе обучение было платное. Учителя — совершенно случайные люди. Помню один день, мне тогда было уже десять лет. В школу пришли японские офицеры. Пока они обучались русским словам, солдаты держали школу в окружении, а коллектив учителей и детей — под прицелом. Так боялись неожиданностей. Тревожно прошла и рождественская ёлка. При первом выстреле ёлочной хлопушки японцы устроили обыск родителей. Началась паника. Дети плакали, просились домой. Они даже ёлку разглядеть как следует не успели, так как она была окружена японцами.

После революции обучение стало бесплатным. В классе пока ещё висела икона и горела лампада.  Но поп в школе больше не появлялся. Нас же раза три сводили в церковь к причастию, а потом всё было отменено.

Детей 10-15 лет оказалось много. Вначале всех собрали в один класс. Было очень тесно. За партами сидели по три-четыре человека. Не только учителей не хватало. Не хватало учебников, чернил, тетрадей. Мы тёрли свёклу и писали красным соком. Карандаши исписывали так, что в руках не удержишь. В таком режиме школа работала до конца 1920-го – начала 1921 года. Постепенно классы расформировали по возрастам и подготовленности детей.

Примета того времени: введение разных педагогических методов обучения. Запомнился бригадный: все за одного — один за всех! Если, например, в бригаде шесть человек и двое ответили урок хорошо, то всем членам бригады ставят хорошие оценки. Но бывало и наоборот…

Гражданская война шла к концу. Восстанавливались разрушенные войной железная дорога, паровозы, мосты. Для школы наконец-то начали кое-что привозить. Появились тетради с отменной бумагой, с рисунками и таблицами на обложках. Но их было мало. Катастрофически.

Когда образовались пятые-седьмые классы, школа стала называться «высшеначальная». А в 1923 году получила статус — железнодорожная семилетняя школа.

Наши учителя были выходцами из старых народных школ и гимназий. Очень образованные, интеллигентные, они не позволяли себе разговаривать с учеником уничижительно, даже голоса не повышали. Г.П.Ефимов, В.М.Паникаровская, А.А.Тварковская, М.М.Силаев, И.В.Тюренков, О.А.Цепелева и другие — всех их мы вспоминаем с большой благодарностью».

В 1922 году заведующим школой был назначен Григорий Павлович Ефимов. Он был первым коммунистом в учительском коллективе. А с 1927 года школой руководил Мина Михеевич Силаев.

Год за годом формировались учительский и ученический коллективы. Рождались школьные традиции. Девиз: в тесноте, да не в обиде, уже стал не актуальным. Пришло время строить для образовательного учреждения новое здание. И в 1934 году «у подножия высокой сопки, покрытой густым лесом и зарослями багульника», началось строительство новой школы.

Спустя два года, аккурат первого сентября 1936, озорной и заливистый школьный звонок возвестил о начале занятий. Уже в средней школе.

Время отсчитывало дни, месяцы, годы. Приходили, образовывались, получали путёвку во взрослую жизнь мальчишки и девчонки. Крепли традиции. Менялись у школы номера: №46, №19, №4, №195, №168, №70 и, наконец, №3.  Но дух… Дух оставался неизменным.

Неожиданно мирная жизнь прервалась страшным, оглушающим словом: Война! 132 ученика школы в одночасье ушли добровольцами на фронт. Прямо со школьной скамьи. В школьном музее сохранилась фотография: мальчишки-выпускники с работниками военкомата перед отправкой на фронт. Многие больше не вернулись в Облучье, не переступили порог родной альма-матер. Иосиф и Станислав Завадские, Иван Шевченко и Пётр Грихутик, Герой Советского Союза Юрий Тварковский…  Известны имена лишь 28 земляков. И, как память о них и всех тех, кто отстаивал мир на нашей земле, в городе есть улица имени Юрия Тварковского, его имя носит школа, в которой он учился. Есть улица имени Братьев Завадских…

Годы войны были особенно трудными. Топливом школа снабжалась нерегулярно и недостаточно. Дрова для учебного заведения учителя заготавливали сами. Им помогали учащиеся старших классов. И всё равно было недостаточно, поэтому нередко занимались в пальто.  В школе была лошадь. Технические работники косили на ней сено. При школе было организовано подсобное хозяйство. Выращивали картофель, морковь, капусту, свёклу, лук, тыкву, ягоду. На участке бок о бок с учениками трудились учителя. Весь урожай – для школьной столовой. Зимой не голодали. А кроме того выращивали и продавали рассаду — хорошее было подспорье для школьной «казны».

После уроков место за партами занимали учителя. На курсах от военкомата они овладевали специальностями, необходимыми для фронта: радиста, медсестры, телеграфиста. Например, учитель начальных классов Зоя Ивановна Белова окончила курсы медсестёр. Свидетельство об их окончании — одна из реликвий школьного музея.

Школьные будни сменялись трудовыми. С июня по октябрь учащиеся 6-9 классов работали на полях Архаринского совхоза: выращивали овощи и табак, так необходимый бойцам на фронте. За свою работу получали трудодни. В Хабаровском краеведческом музее среди прочих экспонатов есть небольшая, но весьма примечательная справка. Дана она для предъявления в школу. И документально подтверждает, что, работая в Архаринском совхозе, некая шестиклассница выработала за летний период 101 трудодень (!). Кстати, заработанные трудодни обменивались на овощи. И, что примечательно, не для себя лично или своей семьи шло заработанное — для школьной столовой.

Под девизом: «Всё для фронта! Всё для победы!» проводились соревнования по сбору денежных средств, продуктов питания, тёплых вещей. Формировали посылки. Их отправляли на фронт. За помощь фронту в адрес школы в 1943 году пришла Благодарственная телеграмма от Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина.

В тяжелейшие военные годы педагогический коллектив под руководством Алексея Панфиловича Барабаш приложил максимум усилий, чтобы не сорвать учебный процесс. Все долгие четыре года школа исправно работала, обучала азам, давала прочные знания, воспитывала патриотов своего Отечества. Александра Ивановна Адамович, Татьяна Петровна Тюренкова, Анна Фёдоровна Смирнова, Василий Ефимович Решетнёв, Евдоким Дмитриевич Размахнин и другие — люди, влюблённые в своё дело, профессионалы, педагоги с большой буквы.

Закончилась Великая Отечественная война. Отгремел победный салют. В школу прибыли учителя-фронтовики: Семён Иванович Макаров, Тимофей Абрамович Кузьменко, Геннадий Иванович Бардосов. Это были учителя от Бога. Сделав выбор и связав раз и навсегда со школой свою жизнь, всё своё время и знания они без остатка отдавали детям.

В 50-60-е годы наполняемость в классах была 38-39 учеников. Школа работала в две смены. Из 90 педагогов  15 – мужчины.

Из воспоминаний ветерана педагогического труда Татьяны Федосеевны Малых:

«Школа была известна по всей Дальневосточной железной дороге. Наши ученики постоянно занимали в дорожных олимпиадах призовые места. Впервые в районе я обучала класс с углубленным изучением математики и физики. На вступительных экзаменах в ВУЗах ребята показывали хорошие знания, демонстрировали не только вычислительные навыки, но и умение логически мыслить. Из институтов, академий, университетов, в которых учились наши выпускники, в адрес школы приходили многочисленные благодарности за те знания, что она им дала».

Огромная заслуга в становлении средней школы № 3, без сомнения, принадлежит учителям. Они не возводили здания, не распахивали поля, не стояли у станка, они делали самое главное — обучали, сеяли в юных душах светлое, доброе, вечное, воспитывали.

И сегодня в образовательном учреждении работает прекрасный коллектив педагогов (восемь из них — выпускники школы) под руководством Татьяны Викторовны Кирилловой. Тоже, кстати, выпускницы школы. Профессиональный рост, самообразование, активное участие в конкурсах различных уровней — жизненное кредо всех и каждого в отдельности. Добрая половина педагогического коллектива является обладателями Дипломов и Благодарственных писем Законодательного Собрания ЕАО. За мастерство и преданность профессии.

За годы работы школа выпустила во взрослую жизнь более 8 000 своих питомцев. Из них 28 «золотых» медалистов и 61 «серебряного» медалиста.  Первый в образовательном учреждении появился в 1954 году.

Ушли со школьного порога ученики, получив профессии, разлетелись по городам и весям. Но многие остались верны своей малой родине — области, району, городу.  В администрациях городского поселения и района работают Татьяна Горохова (Лисицына) и Алина Попова (Рудина), Виктория Шестакова (Косырева) и Татьяна Кузнецова (Моисеева), Сергей Сергеев и Иван Кириллов. На страже здоровья стоят Дмитрий Столяров и Владимир Выходцев, Татьяна Беговатова и Галина Ревякина, Татьяна Намаконова (Хазова) и Ольга Садиева (Трондина). В сфере оказания услуг населению и малого предпринимательства трудятся Татьяна Кудаева (Соболева) и Наталья Шутенко (Глушкова), Олег и Виктор Соколовы, Алексей Заворотний и Константин Овчинников, Сергей Малых и Елена Трифонова (Гонохова), Ольга Глижинская (Большакова) и Наталья Малых (Проскурина)… И нет отрасли, в которой выпускники школы № 3 не отметились бы. Но всё-таки большая часть выпускников связала свою жизнь с железнодорожной магистралью. Это Пётр Гуляев и Алик Кравец, Александр и Николай Алёшины, Андрей Герасимович и Марк Нифантов, Валерий Истомин и Евгений Козин, Владимир Игумнов и Ольга Малашенко (Диденко), Татьяна Морозова (Зотова) и Александр Боробов, Виктория Спирина (Тихонова) и Виталий Беззубко, сотни других выпускников.

В школьном музее собран и хранится богатейший материал о романтике и реальных людях, о педагогах и выпускниках, жизнь которых насыщена событиями школьной жизни. Летопись школьной пионерской дружины и фотографии, рассказывающие о первых учителях, спортивных соревнованиях, совместных концертах и всенародных праздниках, пионерских кострах, тимуровской работе и походах по местам боевой славы. Особое место занимает переписка со сверстниками и архивами…

Школа и город. Имена в школьных выпускных альбомах и на Доске почета предприятий. Людские судьбы и история населенного пункта. Соприкасаются. Переплетаются. Дополняют друг друга. История школы продолжается.

Елена ЛЕВИТИНА

 

Все подробности
главных событий в сюжетах
Заказать рекламу

    Нажимая кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *