Два человека разбились насмерть, упав с кедров во время сбора шишек в Облученском районе Еврейской автономной области. Врачи местной больницы характеризуют ситуацию с соблюдением мер безопасности при заготовке небывалого урожая дикоросов, как «страшную», сообщает РИА Биробиджан со ссылкой на сайт муниципалитета.
«В тайге Облученского района продолжается заготовка кедрового ореха. Чтобы заработать, осенью на этот промысел отправляются целыми семьями. Не останавливает их ни риск получить травму, ни запреты властей на посещение тайги в связи с лесными пожарами.
О сложившейся на сегодняшний день ситуации нам рассказал исполняющий обязанности главного врача Облученской районной больницы Жевлаков Никита Юрьевич.
— Никита Юрьевич, как часто к вам обращаются люди, вернувшиеся из леса с полученными травмами?
— На самом деле ситуация страшная. Ежедневно к нам обращаются люди с различными травмами. Это и ушибы, и переломы, и, к сожалению, есть уже двое погибших. Это мужчина моложе 30 лет из с. Радде и мужчина моложе 50 лет из п. Хинганск. Сбором кедрового ореха жители занимаются почти ежегодно, но столько травмированных, как в этом году, не было никогда. Кроме того, я знаю, что в лес за шишками ходят также и женщины, и молодые девчата, и ребятишки.
Пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем жителям района. Уважаемые жители, прежде чем отправляться в лес, подумайте о последствиях, взвесьте все свои возможности. Не рискуйте своей жизнью, жизнью своих детей. Помните, что на лечение от полученных травм вы, возможно, потратите денег больше, чем заработаете.
Не думайте, что беда не может произойти с вами, никто не застрахован от подобных несчастных случаев, которые могут привести к весьма плачевным последствиям.
Уже были случаи пропажи людей в тайге. Мальчик на Сутаре благополучно найден, мужчина в Биракане пропал без вести», — говорится в сообщении.
Корр. РИА Биробиджан побеседовал на условиях анонимности со сборщиком шишек, вернувшимся передохнуть домой в Биробиджан из Облученского района.
— Действительно ли такой большой урожай орехов в этом году?
— Старожилы говорят, что «невиданный». Но паданку (упавшие на землю шишки) уже давно всю собрали. Теперь можно только сбивать с верхушек шишки.
— И как это делают?
— По-разному. Расскажу, как я видел. Одевают на ноги «когти» и лезут вверх по стволу кедра. В руках – обычная удочка, длинная. И вот ей тем на верхотуре дотягиваются до шишек. Либо по одной сбивают, а повезет, так и сразу несколько. Рассказывают, что китайские гастарбайтеры, которые в нашей тайге тоже «хозяйничают», используют вообще варварский метод – удавки такие веревочные. Никидывают и ломают верхушки, на которых особенно много шишек. Их там вроде гоняли, маски-шоу им устраивали.
— Как складывается день шишкаря?
— Все строго по трудовому кодексу. Подъем в 7-30. Завтрак плотный. Кто далеко идет, еще и обед с собой берет. И с 9-ти до 18-ти собираем шишки. В мешки. Потом их машиной забирают. Ужин, отдых. Живем в таких просторных таборах. Есть электричество от движка, но в 22 часа его выключают, поэтому отбой.
— И сколько можно заработать?
— До ста тысяч рублей за месяц. Правда, что-то высчитают за питание, одежду. Желающих много. Один человек вообще откуда-то с запада России приехал, чтобы подзаработать.
— Были несчастные случаи?
— У нас – нет. Тьфу,тьфу, чтоб не сглазить.
— Диких зверей видели?
— Кабанчика одного раз видел. Он убежал. Но за орехами изюбри приходили, пока паданка была. Берешь шишку с земли. С виду она целая, а внутри – ни одного ореха. Это так они умеют шелушить.
Фото: РИА Биробиджан