Школьникам Биробиджана помогут с выбором будущей профессии

11:47 | 2 мая, 2016
2 мая, РИА Биробиджан.

Вопрос о профессиональной ориентации школьников рассмотрен коллегией при главе мэрии Биробиджана. Как отметил председательствовавший на заседании мэр города Евгений Коростелев, тема для обсуждения была выбрана не случайно и определена «как одно из важнейших направлений работы современной школы». В областном центре не хватает учителей, ощущается дефицит кадров рабочих специальностей, но большая часть обучающихся по-прежнему мечтает стать «экономистами и юристами».

С докладом выступила заместитель начальник городского отдела образования Наталья Еременко. Она напомнила, что в рамках учебного курса «Технология» в 8-9 классах школ городского округа реализуется программа «Выбор профессии – дело серьезное». Вопросы профессиональной ориентации учащихся рассматриваются на педагогических советах, методических объединениях классных руководителей, совещаниях при директорах общеобразовательных учреждений. А в школе №1 выпущены брошюры, обобщающие опыт профориентационной практики учителей, у каждого ребенка в личном портфолио есть страничка, посвященная профессиональному выбору, проводятся тестирования с выявлением индивидуальной предрасположенности к тому или иному виду профессиональной деятельности.

На выбор профессий детей нацеливают многочисленные кружки. Вот только некоторые их названия: «Поваренок», «Художественная обработка древесины», «Компьютерная графика», «Лес и человек», «Юная мастерица», «Юный журналист», «Мир профессий», «Ниточка, иголочка», «Юный информатик», «Пэйчворк» (лоскутное творчество), «Я – дизайнер». В школах №№5 и 11 созданы профориентационные советы старшеклассников, проведены классные часы, беседы по теме «Чем пахнут ремесла», конкурсы-презентации «Мои будущие профессии».

В тоже время анализ, проведенный в 2016 году отделом образования, выявил ряд проблемных вопросов в организации работы школ по профессиональной ориентации учащихся.

— Целенаправленная работы в этом направлении в муниципальных общеобразовательных учреждениях проводится только в 9-х и 11-х классах, — сказала Наталья Еременко. – В остальных классах системный подход пока не наблюдается. Но выявлять склонности  и способности детей необходимо уже с 7-го класса с доведением результатов до родителей. Школьников, их мам и пап нужно также знакомить с перечнем востребованных на городском рынке труда профессий, с образовательными учреждениями, где этим профессиям обучают.

По словам Натальи Еременко, меры уже приняты, разработан план мероприятий на 2016-2018 годы. Составлен график посещения учащимися школ Центра занятости населения, где  проводится тестирование по методикам Айзенка, Голланда и Йовайши на выявление профессиональных склонностей, до детей стали доводить информацию о востребованности профессий, ссузах и вузах ЕАО. Условия для получения профессии должно создавать и профильное обучение на старшей ступени общего среднего образования. Десятые классы социально-гуманитарного профиля функционируют в МОУ №№1, 5, 7, 8, социальный профиль в МОУ №№6, 10, 11, естественно-математический профиль в МОУ №№ 1 и 7, оборонно-спортивный в школе №16. В школе №23 ведется профильное обучение по естественно-математическим и общественно-гуманитарным предметам. Примерно такая же специализация с небольшими вариациями наблюдается в 11-х классах. Выбор профиля осуществляется не по наитию, в 9-х классах ведется предпрофильное обучение, которому предшествует анкетирование, причем и родителей (законных представителей) тоже просят ответить на вопросы анкет. Затем результаты опросов обсуждаются на всех уровнях – от педсоветов до родительских собраний. И вот статистика: по итогам 2014-2015 учебного года 67% выпускников поступили в вуз по профилю подготовки.

Наталья Еременко призвала «не спешить с переходом из 9-х классов в 10-е».

— Лучшим продолжением для некоторых учеников было бы поступление в профессиональные образовательные учреждения на базе основного образования, девятилетки, — считает Наталья Федоровна. – Вместе с тем убедить в этом многих родителей довольно сложно. В обществе сложилось мнение, что обучение в 10-11-х классах – это продление детства ребенку.

Однако такое детство иногда заканчивается неспособностью сдать ЕГЭ и отсутствием аттестата. На коллегии говорили о том, что сейчас необходимо укреплять сетевое взаимодействие между школами и средними, высшими  профессиональными образовательными учреждениями. Такой опыт есть. В Приамурском государственном университете им. Шолом-Алейхема принимают школьников в «Педагогический класс», «Губернаторский колледж управления» и «Технический класс».

— В школах города не хватает учителей начальных классов, русского языка и литературы, математики, физики и химии, — отметила Наталья Еременко. – В отделе образования изучается вопрос о возможности предоставления целевой стипендии студентам, которые согласятся по окончании вуза прийти на работу в МОУ города.

В этом году в школах №6 и 16 планируется открытие профильных классов совместно с политехническим и технологическим техникумами по подготовке автослесарей, водителей категории «В» и «С», поваров и парикмахеров. Налаживается взаимодействие между расположенными по соседству школой №11 и факультетом информационных и промышленных технологий ПГУ, готовящим специалистов со средним специальным образованием.

В ходе обсуждения доклада коллегия рекомендовала также возродить ярмарки профессий, которые ранее проводились в Центре детского творчества (дислокация может быть и другой), экскурсии на предприятия промышленности. Администратор — главный советник мэра города  Геннадий Антонов посоветовал также внимательнее присмотреться к опыту канувших в лету учебно-производственных комбинатов (УПК), в которых школьники приобретали первичные навыки рабочих профессий. Для их возрождения пока нет базы. Но, может, как раз на основе взаимодействие с техникумами эта база и появится.

Все подробности
главных событий в сюжетах
Заказать рекламу

    Нажимая кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *