Уникальные фотографии 1948 г., обернувшиеся уголовным делом против руководителей ЕАО, передал в музей краевед Иосиф Бренер

9:30 | 26 сентября, 2018
26 сентября, РИА Биробиджан.

Цифровую копию фотоальбома, который стал поводом для возбуждения уголовного дела против всех руководителей Еврейской автономии, представил в областном краеведческом музее известный ученый Иосиф Бренер. Вроде бы невинные снимки биробиджанских улиц, предприятий, детских домов, больницы, школ. Подборку иллюстраций в 1948-м году отправили в Нью-Йорк по линии еврейских благотворительных организаций, сообщает корр. РИА Биробиджан.

— Я был шокирован, потому что я увидел в архиве Израиля, государственном историческом архиве, вот такие документы, которые имеют прямое отношение к нашей области, — говорит Иосиф Семенович.

Некоторые композиции явно постановочные. Хотели представить ЕАО в самом выгодном свете и простимулировать таким образом поставки продовольствия, техники, стройматериалов, одежды, обуви. Время было тяжелое, молодой регион нуждался в поддержке. Но на волне борьбы с так называемым космополитизмом органы госбезопасности интерпретировали ранее согласованный с этими же органами и другими властными структурами пропагандистский проект, как разглашение секретных данных. Под арест попали первый секретарь обкома партии Александр Бахмутский и все его соратники.

— Им предъявили в вину отправку этих фотографий, дискредитации нашего социалистического общества, — продолжает Иосиф Бренер. —  Конечно, по тем временам была страшная статья, потому что ее применение в данном деле означало смертную казнь.

Шитое белыми нитками обвинение потом признали незаконным, но Александр Бахмутский лишь чудом избежал расстрела, вместе с другими руководителями области долгое время находился в заключении, подвергался пыткам. Такова человеческая цена исторической правды, которую все-таки сохранили и донесли до потомков первостроители области. Фотографии, по оценке Иосифа Бренера, уникальны. Автора снимков удалось установить опять же только благодаря уголовному делу. Это Почетный гражданин Биробиджана Юрий Евлампиевич Косвинцев. В то время он работал корреспондентом КрайТАСС. Рука мастера чувствуется в компоновке каждого кадра и выборе ракурса. Его сын, депутат городской Думы Биробиджана, Заслуженный работник культуры РФ Борис Косвинцев и внучки пришли на презентацию альбома в краеведческий музей.

-Я впервые увидел тот центр, который я знал, что он есть, и, к сожалению, я его нигде не мог увидеть, а вот здесь я его увидел во всей своей красе. Для тех, кто любит историю, это будет очень интересно, — считает Иосиф Бренер.

Редкие фотографии теперь пополнят экспозиции областного краеведческого музея. А о драматической судьбе альбома Иосиф Бренер написал в соавторстве с историком Владимиром Журавлевым статью. Она опубликована в одном из международных журналов.

#riabir #новости #ЕАО #Биробиджан #журнал #фотографии #история

Фото: РИА Биробиджан

Все подробности
главных событий в сюжетах
Заказать рекламу

    Нажимая кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных

    Уникальные фотографии 1948 г., обернувшиеся уголовным делом против руководителей ЕАО, передал в музей краевед Иосиф Бренер: 2 комментария

    1. Некто В. Журавлев

      «Уникальные фотографии 1948 г., … Подборку иллюстраций в 1948-м году отправили в Нью-Йорк по линии еврейских благотворительных организаций»…
      Нет, не так. Фотографии сделаны в середине 1946 года, в конце ноября 1946 отправку фотоальбома (131 фотография) согласовали в Управлении МГБ по ЕАО. Таким образом, фотографии отправили не в Нью-Йорк, а в Москву в ЕАК («Еврейский антифашистский комитет», который вряд ли корректно называть «благотворительной организацией») либо в декабре 1946-го, либо в начале 1947 года. И уже из ЕАК фотографии попали в США, где из них для издания альбома использовали лишь 20 фотоснимков.
      Вот как дословно рассказывал об этом на суде бывший секретарь облисполкома Абрам Рутенберг: «Фотоальбом был издан нами в конце 1946 г. и послан в ЕАК, где, очевидно, долго пролежал. Я предполагаю, что в ЕАК не удовлетворились тематикой альбома, поскольку потом от них приезжал некий Пинкус, консультант «Амбиджана» по сельскому хозяйству, и, насколько мне известно, без чьего-либо разрешения фотографировал у нас все, что хотел. Кроме того, в тот период у нас производились съемки фильма «Биробиджан», и мне кажется, что некоторые из снимков, фигурирующих в деле, являются кадрами этого фильма. Мы их в альбом не включили. Все снимки я посылал на просмотр начальнику УМГБ области Бранзбургу».

      «Александр Бахмутский лишь чудом избежал расстрела, вместе с другими руководителями области долгое время находился в заключении, подвергался пыткам…»
      Если в нашем представлении пытки – это меры физического воздействия на арестованных, то таким пыткам он не подвергался. Морально-психологическое воздействие, давление – да, было, но бить – не били. Об этом, уже из лагеря, писал в своем письме на имя Берии осужденный вместе с Бахмутским Зиновий Брохин – секретарь обкома по пропаганде.

      «Юрий Евлампиевич Косвинцев. В то время он работал корреспондентом КрайТАСС».
      Нет, не так. Фотографии, действительно, делал Косвинцев. Но в 1946 году Косвинцев работал фотокорреспондентом «Биробиджанской звезды»! А вот тематический план фотосессии ему помогал составлять корреспондент Хабароского краевого отделения ТАСС Слонимский Ю.П.

      Думается, что с учетом этих замечаний в статью надо бы внести соответствующие поправки, чтобы недостоверные сведения не пошли гулять по просторам Интернета.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *