Один из самых любимых народом праздников – Святки – традиционно длится с 6 по 19 января: «от звезды и до воды», то есть от появления первой звезды в канун Рождества Христова и до крещенского освящения воды. В Президентской библиотеке можно ознакомиться с электронными копиями книг, рассказывающих о традиционных забавах, многие из которых популярны до сих пор, сообщили корр. РИА Биробиджан в президентской библиотеке.
«Иван Божерянов в своём фундаментальном исследовании «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу» (1894), прежде чем перейти к русским обычаям, делает экскурс в рождественские традиции европейских народов. «Самое празднование Святок, вероятно, перешло к нам из Греции или с юго-запада, – предполагает он, – так как у древних греков, при переходе старого нового года к новому, мужчины плясали в женских платьях, а женщины – в мужских… Готические святочные игры отправлялись в присутствии самого императора».
В Голландии был такой обычай: сторож 8 дней до Рождества Христова и 8 дней после, «возвещая поутру о пробитии часов, советовал жителям есть кашу с изюмом и мёдом». В Англии в Рождество следовало обязательно поклониться яблоням, чтобы привлечь богатый урожай, и жечь всю ночь специальные свечи, не давая им гаснуть, – иначе быть беде. Танцевали и пели на улицах в рождественские праздники англичане несколько дней кряду.
«На Руси Святки праздновались издревле – доказательством тому служат „Кормчая книга“ и „Стоглав“, а также пастырские послания, в которых обличаются гадания и суеверия на Святках как языческие обычаи», – уточняет Иван Божерянов в упомянутой книге «Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу».
Гуляния начинались накануне Рождества Христова, после захода солнца. «Тем же вечером поселяне устилают внутренность избы соломой или сеном; по углам ставят снопы; под образом и на стол, покрытый сеном, кладут перед каждым человеком головку чеснока для отогнания всех болезней», – уточняет Александр Терещенко в своем труде «Быт русского народа».
И Божерянов, и Терещенко отмечают особый настрой, присущие русским Святкам, которые проявляются «в радостном разговоре, радушном приёме, красивой одежде и в избе, оглашаемой песнями, – читаем в части «Святки» книги „Быт русского народа“. – Чувство девушек занято ещё более. Каждая из них думает тогда проникнуть в свою судьбу; узнать наперёд своего суженого, и будет ли она счастлива с ним».
Гадания и ворожба на суженых – одна из самых популярных святочных традиций. В народе из поколения в поколение передают способы узнать свою судьбу: с помощью зеркала, расплавленного воска, гребня, бросания обуви. В книге Терещенко приводится такой вариант гадания: «По деревням ворожат девицы: около полуночи они выходят на двор, и с которой стороны залает собака, с той стороны и ждать суженых».
В этой же книге рассказывается, что девушки особенно любят гадать на фигурки из хлеба. Перед Новым годом (по старому стилю 13 января), после ужина, каждая лепит из оставшегося у неё куска хлеба изображение или фигуру, какую хочет; потом собирают все фигурки и раскладывают на пороге избы. После чего кличут какую-нибудь собаку, и допускают её к фигуркам: «чью прежде она схватит – той выйти замуж».
Святки праздновались всеми, но в основном это был молодёжный праздник. Для потешных игр парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. Рядились, как кому хотелось, и с шутками-прибаутками колядовали: обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни, плясали, поздравляли хозяев.
Основная цель колядования – пожелание счастья и богатства. Например, в Тверской губернии исполняли такую святочную колядную песню, обещая хозяевам хороший урожай:
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Дайте коровку,
Масляну головку.
А дай Бог тому,
Кто в этом дому,
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста.
Ещё одну прекрасную традицию вспоминает Александр Терещенко в своём исследовании: «Во время колядских дней забывали застарелую вражду, примирялись и вступали в новую дружбу. Повсюду господствовало гостеприимство, разнообразные одаривания и приглашения на пиршество».
Наши предки мудро полагали, что «В день свят суеты спят», а кроме того «Лето для старания, а зима – для гуляния», — говорится в сообщении.
#riabir #новости #ЕАО #Биробиджан #святки
Фото предоставлено президентской библиотекой