Умом Россию не понять и нейлоновым ремнем, предназначенным для связывания авиадебоширов, пока не измерить – вступающие сегодня, 5 июня, в законную силу изменения в Воздушный кодекс РФ, согласно которым стюардессам и другим членам летного экипажа разрешено применять силу к неадекватным пассажирам, оказались без спецсредств. Почему так получилось, никто не объясняет. Сказано только, что пластиковые наручники и те самые ремни появятся в распоряжении бортпроводников только 1 сентября, то есть почти через все лето, сообщает РИА Биробиджан со ссылкой на сайт «Парламентской газеты».
Сначала нарушителя правопорядка все же попробуют уговорить, чтобы успокоился. Если не получится, стюардессы или стюарды должны обратиться к командиру воздушного судна за разрешением на применение силы. Если тот дает санкцию, то, видимо, еще три месяца будут искать по всему самолету веревки или еще что-то, чем можно обездвижить воздушного хулигана. Ну а с 1 сентября опять же с разрешения главного на борту сразу применят пластиковые наручники или нейлоновые ремни.
Разрыв по времени с введением спецсредств получился, очевидно, потому, что законы у нас принимают депутаты, а подкрепляет их нормативно-правовыми актами правительство.
Перечень спецсредств, которыми обеспечат бортпроводников, своим постановлением от 28 мая определил кабмин. К ним отнесли пластиковые наручники и нейлоновые ремни для использования в качестве средств связывания. Документ вступит в силу 1 сентября и будет действовать до 2028 года. А до осени, видимо, дебоширов придется, как и прежде, усмирять подручными средствами.
«Члены экипажа должны сразу же сообщить командиру о действиях тех, кто создает угрозу безопасности полета либо жизни или здоровью людей на борту, сказано в документе — даже в случаях словесных угроз, брани или оскорблений, и тем более, когда поведение становится угрожающим, наглым или оскорбительным в отношении пассажиров и членов экипажа. Что уж говорить о ситуациях, когда хулиган препятствует экипажу исполнять обязанности, включая отказ соблюдать требования безопасности.
При этом членам летного экипажа, то есть пилотам, штурманам, бортмеханикам запрещено покидать кабину, чтобы помочь скрутить дебошира — это задача исключительно бортпроводников и сотрудников авиационной безопасности. Размещать нарушителей на креслах, расположенных у прохода или выхода, также нельзя.
Пилот имеет право только отдавать распоряжение о пресечении нарушений и об использовании спецсредств. Снять наручники и ремни можно тоже только по указанию командира или при передаче нарушителя правоохранительным органам», — информирует «Парламентская газета».
Издание напоминает, что каждую секунду в небе во всем мире находится 11—12 тысяч самолетов разного назначения. Потасовки на борту происходят регулярно. В 2019 году, по данным Минтранса, зафиксировали 10 036 случаев нарушений в небе, годом позднее произошло снижение почти на треть, однако в ведомстве указали на влияние пандемии коронавируса на статистику. Об этом замглавы Минтранса Дмитрий Зверев рассказал при рассмотрении Госдумой в прошлом году закона о присоединении России к протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов.
Протокол содержит положения, предоставляющие юридическую основу для борьбы с недисциплинированными пассажирами. Например, устанавливает юрисдикцию государства-эксплуатанта в отношении преступлений и актов, совершенных на борту, что позволяет авиаперевозчикам независимо от места регистрации самолета применять к пассажирам нормы национального законодательства.
В январе пассажир рейса Москва — Новокузнецк оскорблял бортпроводников и ударил одного из них по лицу из-за просьбы надеть защитную маску. В ноябре прошлого года в Шереметьево задержали прилетевшего из Стокгольма дебошира. Мужчина неадекватно себя вел во время руления: кричал, пытался сломать кресло и разбил внутреннее пластиковое стекло иллюминатора.
Один из самых громких случаев произошел на рейсе Москва — Анталья в 2017 году. Тогда перебравший пассажир развязал массовую драку, которая длилась около часа, пока соседям не удалось связать буяна подручными средствами.
Немало историй связано со звездными дебошами. В 2018 году жену футболиста Андрея Аршавина вместе с детьми и сопровождающей их няней сняли с рейса Москва — Алма-Ата. По версии авиакомпании, женщина требовала пересадить няню в бизнес-класс и называла себя майором ФСБ.
В том же году в скандал угодила певица Любовь Успенская, которой пришлось выйти из самолета до Омска, поскольку ее «ручная кладь», в качестве которой был заявлен йоркширский терьер, не соответствовала требованиям авиакомпании.
Актера Александра Панкратова-Черного в апреле 2019 года сняли с рейса Барнаул — Москва. Инцидент произошел из-за того, что артист, уже бывший навеселе, требовал у бортпроводников налить ему водки, а те отказались выполнить его просьбу.
Фото: РИА Биробиджан