Шаланда, полная снарядов: историю легендарной канонерской лодки «Бира», громившей фашистов под Ленинградом, восстановили в Биробиджане

12:00 | 24 июня, 2020
24 июня, РИА Биробиджан.

В своем роде героическую историю речной шаланды, построенной для углубления русла реки Биры в Еврейской автономной области, но ставшего канонерской лодкой в начале Великой Отечественной войны, восстановили в краеведческом музее Биробиджана. Сотрудники учреждения вели многолетнюю переписку с моряками и архивами, сообщает РИА Биробиджан со ссылкой на сайт «Культура ЕАО».

«В фондах музея хранится пожелтевшая от времени папка с коллекцией документов и фотографий под названием «Канонерская лодка «Бира». Что же это за лодка? Почему канонерская? Почему «Бира»? А история этих документов началась очень давно. В этой же папке хранится газетная вырезка из давней «Биробиджанки». Написанная Косвинцевой Т.Д. в 1982 году статья называлась «В поход идёт «Бира».

 

Вот как статья начинается: «Работая с документами областного архива, мы неожиданно натолкнулись на письмо, датированное 1942 годом. Моряки канонерской лодки «Бира» Ладожской военной флотилии рапортовали биробиджанцам о своих ратных делах и предлагали завязать переписку. Казалось бы, обычное дело — связь флота и тыла в годы Великой Отечественной войны была самой тесной. Вся страна работала на разгром врага, многие передовые коллективы брали шефство над боевыми соединениями, эскадрильями, танковыми колоннами. Нас заинтересовало имя лодки «Бира» и Ладожское озеро? Дополнительных сведений, проливающих свет на эту связь, не было. Мы знали, письмо отправлено после посещения дальневосточных бойцов Ленинградского фронта. Наши земляки сопровождали эшелон с подарками защитникам Ленинграда».

Сотрудники музея тогда взялись за чрезвычайно трудное дело — восстановить события 40-летней давности. Были направлены запросы в Центральный Военно-Морской музей, архивы Военно-Морского флота и Ленинграда. И вот найдены первые адреса моряков с «Биры». Жили они в разных городах страны — Москве, Клайпеде, Киеве…Ценные документы и свои воспоминания о боевом пути лодки прислал Александр Макарович Лоховин — бывший командир канонерки. Пожелтевшие от времени фотографии. Открытые мужественные лица сильных духом людей. Командир, замполит, артиллеристы… Вот и сама «Бира». Палуба, заставленная ящиками со снарядами и мешками с продовольствием. Трудно за этими ощетинившимися стволами орудий боевым кораблям разглядеть мирного труженика, каким он был первоначально задуман и построен.

«Бира» родилась как землеотвозная самоходная шаланда. Такие суда, водоизмещением 1000 тонн, предназначались для транспортировки грунта, вынутого землечерпалкой со дна реки. Сегодня, пожалуй, только старожилы помнят, что наша Бира в свое время была важной артерией области. По ней сплавлялся лес для промысловых артелей Биробиджана. Небольшие плоскодонные суденышки подвозили грузы и забирали готовую продукцию. Суда покрупнее доходили только до Желтого Яра — глубина реки не позволяла проходить пароходам с большой осадкой. Русло следовало углублять. В Ленинграде была заказана шаланда, одна из четырех, которым также предстояло работать на притоках Амура. По местам будущей прописки и получили свои имена «Бира», «Селемжа», «Бурея», Нора».

 

С Балтийского моря на Дальний Восток суда должны были пройти Северным морским путем. Уже они спущены на воду, уже сформирована перегонная команда … Но война распорядилась иначе.«Бире» не пришлось рассекать студеную воду нашей реки — шлюзы для выгрузки песка были наглухо заварены. На палубе установили крупнокалиберные пулеметы и 100 мм орудия. Бывшая грунтовозная шаланда Балттехфлота Спецгидростроя НКВД канонерская лодка «Бира» 4 июля 1941 года была мобилизована (принята от НКВД), переоборудована в канонерскую лодку и уже 14 июля 1941 вошла в состав Балтийского флота, по 23 сентября 1944 входила в состав Ладожской военной флотилии. Так шаланда стала канонеркой, а перегонная команда — боевым экипажем.

капитан 3-го ранга А.М. Лоховин

В 1942 году командование принял капитан 3-го ранга А.М. Лоховин. Опытному командиру довелось плавать и в водах Арктики, и на Тихом океане. Война застала его на последнем курсе Военно-Морской академии в Ленинграде. Так он оказался на Ладожском озере, возглавив корабль в самый трудный и тяжелый период войны. Под его началом моряки учились науке побеждать. Вместе со своим замполитом П.М. Монастырским он сплотил и воспитал крепкий коллектив, который не раз показал образцы подлинного мужества.

Замполит П. М. Монастырский

Член Военного Совета Краснознаменного Балтийского флота Н.К. Смирнов писал в своих воспоминаниях: «Отвагой славился экипаж «Биры». Враг знал ей цену. Только в течение полугода он обрушил на канонерскую лодку 600 бомб». Скупые строки вахтенного журнала доносят эхо тех опаленных огнем дней: 9 окт. — 6 налетов, 10 окт. — шесть налетов, 11 окт. — пять налетов. По своему назначению канонерки принадлежат к классу кораблей, приспособленных для ведения боевых действий в прибрежных водах. На Ладоге в их задачу входила поддержка приозерных флангов наших войск и уничтожение врага на воде.

За это моряки в шутку называли их линкорами Ладоги. Но там, где каждый корабль на счету, «Бире» всегда находилась и другая работа: под бомбами и снарядами она несла свою службу по охране «Дороги жизни». Корабль доставлял боеприпасы в Ленинград, а обратным ходом забирал эвакуированных женщин и детей. Участвовал в рейдах глубокой разведки и сопровождал караваны с продовольствием. С наступлением зимы канонерка превратилась в ледокол — носом, обшитым дубовыми досками, она ломала лед, а за ней тянулись буксиры с баржами.

В письме к биробиджанцам моряки писали: «Мы гордимся именем «Бира» и всячески боремся за то, чтобы оно с любовью и уважением произносилось всем флотом». Свое слово они держали по-флотски. День 22 окт. 1942 г. — один из самых знаменательных в боевой биографии корабля. Стремясь перерезать «Дорогу жизни», фашисты попытались захватить о. Сухо, гарнизон, которого прикрывал вход в Волховскую губу. Более 30 катеров и тяжелых десантных барж бросил противник на этот клочок суши. Но наши моряки были начеку. Вот что рассказала газета «Правда» о подробностях этого боя: «К месту сражения подходят корабли Ладожской военной флотилии, канонерские лодки, тральщики, морские охотники и бронекатера бросаются на врага с 2-х сторон. Канонерская лодка капитана 3-го ранга Лоховина бьет из орудий главного калибра, потоплено два судна противника, еще два горят. Над озером стоит несмолкающий грохот рвущихся бомб и снарядов. Несколько часов продолжался бой. На стволах орудий «Биры» дымилась краска, люди глохли от взрывов.

Враг бежал, не достигнув цели и потеряв более половины своих судов. Четыре из них были записаны на боевой счет «Биры». За отвагу и мужество 1/3 личного состава лодки была награждена орденами и медалями. Среди них боцман А. Бережной, пулеметчик Николаев, зенитчик Кустов, артиллеристы Емельянов, Антонов и многие другие. Командир за кампанию 1942 г. был отмечен орденом Красной Звезды и Отечественной войны 2 степени.

Артиллерист Григорий Емельянов

Век корабля долог, но не вечен. В 1975 году «Биру» списали, и ее переплавленный металл живет уже в новых мирных делах. А мачту с корабля сняли, и она как реликвия хранится в музее «Дорога жизни» как память о корабле его людях его славе», — говорится в сообщении.

Фото: сайт «Культура ЕАО

Все подробности
главных событий в сюжетах
Заказать рекламу

    Нажимая кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных

    Шаланда, полная снарядов: историю легендарной канонерской лодки «Бира», громившей фашистов под Ленинградом, восстановили в Биробиджане: 2 комментария

    1. Анна

      Моя ученица Пономаренко Юлия, ныне выпускница ДВФУ, писала исследовательскую работу о лодке «Бира». Материал мы собирали по крупицам из разных источников. Но проведенное исследование того стоило. Лодка, действительно, имеет богатую героическую биографию и достойна, чтобы ее история была известна нашим землякам.

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *