Внезапно: Человек-апноэ в одиночку борется с коронавирусом в Биробиджане, не дыша

10:00 | 13 июня, 2020
13 июня, РИА Биробиджан.

Передача «Интервью», вышедшая 4 мая на телеканале НТК-21 медиа-холдинга РИА Биробиджан, не только понравилась зрителям, но и несколько неожиданно поспособствовала появлению на свет Человека-апноэ, который в одиночку борется изобретенным им способом с распространением коронавируса в Биробиджане. Это не реальный житель города, а персонаж пока еще необнародованного одноименного рассказа, написанного за рамками всероссийского литературного проекта «ПостЭпидемия». Его создали популярные отечественные писатели-фантасты, решившие заглянуть в ту нашу жизнь, которая обязательно наступит после того, как закончится режим самоизоляции. Корр. РИА Биробиджан побеседовал с автором оригинальной сюжетной идеи, журналистом Владимиром Иващенко, ранее опубликовавшим на нашем портале серию своих фельетонов о парадоксах биробиджанской жизни.

— Владимир, просто интересно, как увиденное по телевизору интервью с врачом-практиком может потом трансформироваться в фантастику на такую реальную тему, которая сейчас волнует все население нашей планеты?

— Началось все с проекта «ПостЭпидемия». Я, признаться, не сразу разобрался, что это элитарный клуб, в который провинциалов-новичков не пускают. Подумал, что конкурс такой объявили по стране и решил в нем принять участие. Фантастикой увлекаюсь со студенческой скамьи. В юности пробовал писать подражательные вещи на космическую тематику. Ну а фантазировать в известном смысле в повседневной журналистской работе приходится ежедневно. Стал подыскивать сюжет, а там обязательным условием заявлен позитивный посыл, побуждающий к активным действиям, чтобы поддержать и таким еще образом россиян в борьбе с коронавирусом. Первое рабочее название рассказа – «В маске родился». Как раз было много разговоров о введении масочного режима в ЕАО, и мой герой успешно избегал заражения, по возможности не снимая защитную повязку с лица и дождался изобретения вакцины от «ковида». Но это как-то не впечатляло, не было интриги, изюминки. Ну упорный, и что? И тут я случайно включаю телевизор, а он у меня всегда на 21-й кнопке, и там идет интервью коллеги Вячеслава Пасманика с врачом-инфекционистом областной больницы Марией Архаровой. И она помимо прочего сообщает, что вокруг больного человека образуется аэрозоль из мельчайших капель, надышавшись которыми можно заразиться всем, чем болеет их распространитель. Передача, кстати, набрала на портале РИА Биробиджан более трех с половиной тысяч просмотров, что для нашей области очень прилично. Я ее потом несколько раз пересматривал. Доктор советовала спасаться дистанцированием, так как маски не очень надежны против мельчайшего вируса, но я сделал ставку на апноэ, то есть искусственную задержку дыхания. Сразу должен напомнить, что это все-таки фантастика, повторять ничего не надо. В крайнем случае обязательно посоветуйтесь со специалистом.

— А когда узнали, что проект «ПостЭпидемия» ваш труд не примет и не оценит, не возникло желания все бросить?

— Нет, потому что уже самому интересно стало создавать, лепить Человека-апноэ, придумывать ему мотивировки для его, может, не совсем обычных с точки зрения обывателя поступков. Это оказалось непросто. Иногда авторская фантазия заводила не туда, приходилось возвращаться и начинать заново. Переписываю и переписываю без конца. А вышел на это название тоже путем долгого перебора по аналогии с романом знаменитого нашего фантаста Александра Беляева «Человек-амфибия», в котором все добытчики жемчуга были, по сути, апноистами. Они ныряли на морское дно, задерживая дыхание. Так что Ихтиандра поймали люди-апноэ. Мой герой тоже «ныряет» в толпу прохожих и при этом не дышит некоторое время. Потом вспомнил еще и о «Человеке в футляре» Антона Павловича Чехова. Бросился перечитывать, но на Беликова Человек-апноэ все-таки не похож, потому что ситуации разные.

— А на кого-то конкретного Человек-апноэ похож? Есть ли у него реальный прототип в Биробиджане? Он, кстати, кажется, тоже журналист? Может, это Вы и есть?

— Нет, вот так прямо один в один, перед зеркалом, глядя на себя, не пишу. И вообще крайностей избегаю, а в рассказе все краски сгущены, все обстоятельства нагромождены, чтобы получился такой несколько парадоксальный запоминающийся образ. Хотя что-то взял, конечно, из своего личного опыта. Например, в моем подъезде внизу все курили, когда это было еще не запрещено. Зайдешь бывало, а по лестницам дым столбом, хоть коромысло вешай. Как добежать до пятого этажа и не задохнуться? Только с помощью апноэ. Только я тогда не знал этого красивого древнегреческого слова, которое переводится как «безветрие». На улицах Биробиджана и сейчас тоже приходится часто задерживать дыхание, когда кто-то идет и курит. Или автомобиль проедет под носом с мощным выхлопом.

— А не переборщили с красками для героя?

— Отправил рассказ на экспертизу врачу-психиатру. Он поставил Человеку-апноэ диагноз «ипохондрик». Успокоил, что это не болезнь. Лечить его не надо. То есть образ получился вполне себе жизненный, хотя, может, не без странностей. Но они, по моему пониманию, оправданы той серьезной ситуацией, которая сложилась с распространением коронавируса. Развязка доктору вот только не понравилась, показалась смазанной. Она, действительно, такая открытая немного, что опять же в моем стиле.

— Где будете публиковаться?

— Хотелось бы сначала на бумаге. Пока есть только один вариант – газета «МИГ».

— Спасибо! Желаем успехов!

Автор любезно предоставил отрывок из своего произведения для публикации на нашем портале.

ЧЕЛОВЕК-АПНОЭ

Апноэ – буквально «безветрие», опасная болезнь, приводящая к непроизвольной задержке дыхания. В иных случаях человек сам вызывает это состояние.

…Ну вот как специально – стоило Александру встать в полном одиночестве на тротуаре перед пешеходным переходом через улицу Шолом-Алейхема, как вокруг тут же стали собираться люди. Они сгрудились, нарушая социальную дистанцию, казалось, дышали ему в затылок, а то и в лицо, и почти все были без масок – не в помещении же находились и не в какой-нибудь там Москве. Оглянувшись по сторонам и оценив ситуацию, он сделал шаг в сторону, на дорогу, где как раз не было машин, будто оступился, но на самом деле глубоко вдохнул и задержал дыхание. Таймер на светофоре теперь отсчитывал для него совсем другие секунды.

Раньше Александр, человек уже немолодой, вот так, в состоянии искусственного апноэ, долго не выдерживал. От силы минуту. Но с тех пор, как в Биробиджане был введен режим ограничений из-за коронавируса, уже натренировался. Перечитал в интернете все о йогах с их Пранаямой и о морских ныряльщиках, обходящихся без воздуха, если верить публикациям, от семи до 20-ти минут. В роман «Человек-амфибия», герои которого погружались на дно за жемчугом, для вдохновения тоже заглянул. Увлекся также дыхательной гимнастикой, ежедневно загружая легкие тренировками: быстрый вдох через нос – медленный выдох через рот, руки поднять, вдохнуть – опустить, выдохнуть… Домашние поглядывали с некоторым удивлением и даже с легкой иронией. Ни они, никто другой даже не догадывались, для чего ему это самоистязание на самом деле было нужно? А над его советами «быть осторожнее» близкие только посмеялись. Так он и он замкнулся в себе – в прямом физиологическом и переносном психологическом смыслах.

Наконец, загорелся зеленый. Александр увидел его, уже шагая по зебре. Он, как обычно, стартовал на желтый сигнал, чтобы сразу вырваться вперед и успеть поймать глоток свежего воздуха еще до того, как с противоположной стороны улицы подойдут встречные пешеходы. Если кто-то из них вдруг болен коронавирусом, является бессимптомным носителем «Covid-19», он успеет до пересечения с ним или с ними пару-тройку раз вдохнуть и на один раз меньше выдохнуть. И опять постарается не дышать до тех пор, пока не образуется впереди более-менее свободное пространство.

О том, что на улицах, под открытым небом, может быть также «надышано», как в каком-нибудь тесном кабинете, Александр, сотрудник городской газеты, до этой пандемии ничего не знал и не слышал. Хотя мог бы, наверное, и догадаться, проходя мимо курильщиков, дымящих в свое удовольствие и совершенно не задумывающихся об окружающих. Все, что они выдыхали в виде синеватых едких облачков, долго висело в воздухе. И приходилось маневрировать, как-то обходить ядовитые извержения, а то и инстинктивно задерживать дыхание. Тот опыт беззащитного некурящего человека теперь, во время пандемии по коронавирусу, ему тоже пригодился и защищал.

Как-то раз, когда счет на заболевших в ЕАО еще шел десятками и все были живы, он случайно включил телевизор. По местному каналу НТК21 выступала врач-инфекционист. Говорила, что маски от заражения «Covid-19» не спасают, потому что вирус очень маленький и везде пролезет. Даже респиратор на сто процентов не защищает. Она-то и посоветовала, как более надежное средство, держать дистанцию. Но тоже все оказалось непросто: выдыхаемый человеком аэрозоль, по ее словам, может висеть в воздухе до двух часов. И простираться на расстояние до восьми метров. Это только от одного человека. Наверное, имелось в виду помещение, но иди знай! При этом обнаружить эти облака из мельчайших капель, разглядеть или почувствовать по запаху, в отличие от того же дыма, невозможно. Оставалось одно – не дышать.

(Продолжение читайте в газете «МИГ»).

#riabir #риабир #новости #ЕАО #Биробиджан  #коронавирус #пандемия  #эпидемия  #апноэ #писатели

Тематическая иллюстрация: РИА Биробиджан

Все подробности
главных событий в сюжетах
Заказать рекламу

    Нажимая кнопку, вы принимаете Положение и Согласие на обработку персональных данных

    Добавить комментарий

    Войти с помощью: 

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *